Состоялась паломническая поездка на святую гору Афон

Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как Вселенской православной сокровищницы.

Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

Ныне, когда на Святой Горе вновь возрождается русское монашество, а вся Православная Русь торжественно отметила в 2016 году 1000-летний юбилей, что позволило восстановить память о роли и значении  Афона в истории Русской Церкви и Святой Руси. Ведь подлинное возрождение возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где Святая Гора всегда занимала одно из ведущих мест.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в паломничество по святым местам Святой Горы Афона с 5 февраля по 11 февраля отправились две паломнические  группы, состоящие из духовенства и мирян-благотворителей, которые возглавил Преосвященный Иоанн, епископ Воркутинский и Усинский  и Преосвященный Фома, епископ Жигулевский.

По благословению Епископа Ейского и Тимашевского Германа Игумен Никон (Примаков) настоятель  Екатерино – Лебяжского Николаевского мужского монастыря поселок Лебяжий Остров Брюховецкого района вместе с благочестивым прихожанином монастыря Левченко Валерием  совершил паломническую  поездку на Святую Гору Афон  под   духовным руководством Епископа Воркутинского и Усинского  Иоанна.

Пятого февраля паломническая группа прибыла в аэропорт города Салоники (Греция), затем на автобусе был совершен трансфер в город  Уранополис, откуда на пароме паломники отправились на Святую Гору Афон  в Свято-Пантелеимонов монастырь.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь – это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.

По прибытии  и размещении  в Царском архондарике (монастырской гостинице)  Свято-Пантелеимонового монастыря участники паломнической группы посетили малую вечерню, приложились к святым мощам в храме святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая (храм освящен в честь  матери и духовного наставника святого великомученика Пантелеимона), посетили костницу братской усыпальницы.  Афонские  костницы никогда не запираются, чтобы любой  монах мог зайти туда и задуматься о  смерти. Память смертная-это часть аскетического подвига христианина, размышление о смерти тела, исходе души и Суде Божием, покаянное воззрение на свою жизнь с надеждой на милосердие Божие. «Помни последняя своя и вовеки не согрешишь» (Сир.7,39)).

Всего в различных храмах обители хранятся частицы мощей свыше 300 русских, греческих, грузинских святых. Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона паломники нашей группы на богослужении  поклонились и помолились перед честною главой этого великого святого – бесценному украшению и сокровищу как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Затем  приложились  к  частям Древа Креста Господня и святых мощей святого  Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе святого  преподобномученика Стефана Нового, главе святой преподобномученицы Параскевы, ребру святой великомученицы Марины, частице мощей святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, святого преподобного Симеона Столпника, святого великомученика  Георгия Победоносца и  Димитрия Солунского и многих других.

Также вечером 6 февраля состоялось всенощное бдение в честь празднования памяти святителя Григория Богослова, в котором принял участие Преосвященный Иоанн, епископ Воркутинский и Усинский.

7 февраля Преосвященный Владыка Иоанн возглавил Божественную Литургию, ему сослужило духовенство из состава паломнической группы и братия монастыря. По завершении богослужения Его Преосвященство Владыка Иоанн  отслужил чин о Панагии.

Группа паломников в сопровождении насельника Свято-Пантелеимонова монастыря монаха Анастасия  отправилась осмотреть Андреевский скит, расположенный вблизи административного центра Афона Кареи на территории греческого монастыря Ватопед.

В обители паломники приложились к святыням, среди которых особо почитаемы частица мощей святого апостола Андрея Первозванного и икона Божией Матери «Скорбящих Утешение».

Далее путь паломников лежал в румынский скит Продром, посвященный Предтече и Крестителю Господню Иоанну и относящийся к Великой Лавре. Главной святыней скита является нерукотворная и чудотворная икона Божией Матери «Продромисса». Иконописец Георгакис Николау, написав все одеяния иконы, долго не мог изобразить лик и только после усердных молитв за ночь лики Божией Матери и Спасителя сами запечатлелись на иконе. Лик Божией Матери имеет необычные черты и слишком большие пропорции. В иконостасе одноименного храма находится чудотворная икона святого  Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Приложились и помолились перед частицами мощей Предтече и  Крестителю Господню  Иоанна, апостола Матфея, первомученика архидиакона Стефана, святитетелей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Модеста Иерусалимского, священномученика Харалампия, святых бессребренников Космы и Даимиана, святых мучеников Трифона и Варвары.

После посещения скита Продром паломническая группа посетила Лавру преподобного Афанасия Афонского, первый общежительный монастырь на Святой Горе, основанный одним из самых почитаемых афонских святых. В настоящее время Великая Лавра является самым крупным монастырем Афона. Соборный храм Великой Лавры относится к X веку и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Славится собор своими фресками XVI века, выполненными знаменитым мастером Феофаном Критским. В Великой Лавре хранится огромное множество православных святынь, среди которых, установленные в драгоценные оправы части животворящего древа Креста Господня, жезл и крест святого преподобного Афанасия Афонского, чудотворные  иконы Пресвятой Богородицы «Кукузелисса» и «Экономисса», мощи святого  апостола Андрея Первозванного, святителя Василия Великого, святого мученика Кирик, святого великомученика Дмитрия Солунского, святого преподобного Ефрема Сирина и многие другие.

Во дворе монастыря перед входом в соборный храм растут до сих два кипариса возрастом по тысячи лет каждые, которые, по преданию, посадил сам святой преподобный Афанасий Афонский.

Затем группа направилась к источнику святого преподобного Афанасия Афонского, который появился чудесным образом после того, как святому явилась  Пресвятая Богородица, велев  ему ударить в землю жезлом.

Завершающим этапом поездки этого дня стал монастырь Каракалл.  Монастырь расположен на лесистом живописном склоне холма, его собор освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Приложившись к честной главе  апостола Варфоломея, частицам  мощей святых великомученика Меркурия, Иоанна Милостивого, Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, священномученика Харалампия, мученика Ореста и Аверкия Иерапольского, помолившись и потрапезничав,  паломники отправились в обратный путь в Свято-Пантелеимонов монастырь и   приняли участие в ночном богослужении.

После непродолжительного отдыха 8 февраля группа паломников в сопровождении монаха Анастасия отправилась в столицу Афона  Карею. Посетили Кафедральный собор Кареи (храм Протата), который освящен в честь  Успению Божией Матери.  Собор  построен предположительно в первой половине X века, являясь самым ранним из афонских соборов, в его алтаре пребывает чудотворная икона Богородицы «Достойно есть», считающаяся покровительницей Святой Горы.

Паломники помолились у плиты, находящейся у стены Протатского собора, где были усечены мечом карейские мученики, отказавшиеся служить с латинянами в период нашествия на Афон католиков. Есть предание, что эта плита всегда остается теплой и даже редкий здесь снег, попав на нее, сразу тает.

Затем группа посетила монастырь Пантократор, где после беседы с настоятелем монастыря архимандритом Гавриилом  посетили храм в честь Преображения Господня, приложились и помолились перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Геронтисса» («Старица»), перед мощами святых бессребников Космы и Дамиана, апостола Андрея Первозванного, святителя Иоанна Златоуста, святого преподобного Феодора Стратилата, святых мучеников Меркурия и Артемия.

По преданию, история чудотворной иконы «Старица» такова. Тяжело заболел игумен монастыря Пантократор и получил от Господа весть о своей скорой кончине. Перед тем, как покинуть земную юдоль, он пожелал причаститься Святых Христовых Тайн. Он обратился к седмичному иеромонаху с просьбой ускорить совершение Таинства. Но тот не обратил особого внимания на важность просьбы. Вскоре во время совершения Божественной Литургии он услышал от иконы Божией Матери грозный голос, повелевающий ускорить ход службы и исполнить волю старца. С тех пор икона получила наименование «Старицы», многие считают ее покровительницей пожилых людей.

На этой иконе рядом с Божией Матерью изображен сосуд. Это связано с еще одним поразительным чудом, произошедшим в XVII веке. Однажды в монастыре случился столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Богородица не посрамила его упования. Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льётся елей. Войдя внутрь, они были поражены, увидев  как  из одного кувшина масло  непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили  Пресвятую Заступницу за скорую помощь и в память об  этом событии на иконе был изображён кувшин с переливающимся через край елеем. Главная чудотворная икона этого монастыря – «Геронтисса» («Старица»).

Далее паломники направились в принадлежащий монастырю Пантократор русский общежительный скит Ильи Пророка, стоящий на возвышенности напротив монастыря. Ильинский скит, бывший русский, который основал святой преподобный Паисий Величковский,  до сегодняшнего дня сохранил все совершенно русское – архитектуру, колокола, иконостас, иконы. В храме во весь простенок царит икона в драгоценном окладе батюшки святого преподобного Серафима Саровского.

Как известно из истории после восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага, а русские монахи из Ильинского скита забрали с собой все необходимое для ведения богослужений  и пешим ходом пришли в Екатерино-Лебяжский Николаевский мужской монастырь  и подвизались в монастыре до сентября 1829 года,  когда был заключен  Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией, который обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений. Русские монахи из Ильинского скита вернулись на Афон. С тех пор Екатерино-Лебяжский Николаевский мужской монастырь стали называть Малым Афоном.

Благочестивый мирянин Левченко Валерий поделился своими впечатлениями, что с ним произошло в Сербском монастыре, где он на ночной службе молился перед мощами святых о своем предназначении в миру, где он может спастись, молился усиленно  с надеждою быть услышанным, молился за Отечество наше многострадальное, за восстановление Екатерино-Лебяжского Николаевского монастыря, за родных и близких, за живых и усопших, молился за себя, чтобы Господь, Пресвятая Богородица простили его согрешения. Ему открылось, что он должен подвизаться в Екатерино-Лебяжском Николаевском мужском монастыре, который является Малым Афоном.

Далее паломническая группа отправилась в Иверский монастырь. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица и  это место называется Климентова пристань. И именно, к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма  Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:

«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительнице. Доколе будете  видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».

Паломники  с благоговением помолились перед чудотворным образом , также после молебна Преосвященный Иоанн, епископ Воркутинский и Усинский, помазал всех освященным маслом от лампады, горящей перед иконой.

Также запомнился монастырь Филофей, который является одним  из самых древних на Афоне, первое упоминание о нем датируется XI веком. Он был основан современником и одним из ближайших сподвижников святого  преподобного Афанасия  Афонского  святым преподобным Филофеем. В соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы пребывает чудотворный образ Божией Матери «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»), написанный, по преданию, апостолом Лукой, которая приплыла к Уделу Богородицы по воде во время иконоборческих гонений.

Затем паломники посетили монастырь Ватопед, который  занимает второе место в иерархии Афонских монастырей после Великой Лавры, являясь одним из самых древних, богатых и обширных. Среди многочисленных бесценных святынь монастыря особое место занимает Пояс Пресвятой Богородицы, к которому удалось приложиться и  усердно помолиться  паломникам, а также перед чудотворными иконами Божией Матери «Всецарица», «Отрада и Утешение»,  «Закланная», «Простреленная», «Увещание», «Елеоточивая», «Предвозвестница». Обитель славится своими святыми и старцами, в которой  подвизался  известный старец Иосиф Ватопедский, ученик приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста,  игумен отец Ефрем, преподобный Максим Грек,   иеромонах Лаврентий Дзангаролос, который возродил монашество на острове Крите и многие другие святые.

Большой интерес вызвало и посещение принадлежащего Свято-Пантелеимонову монастырю общежительного скита Успения Пресвятой Богородицы (Ксилургу), являющегося древнейшей русской обителью в мире, основанной попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского, Крестителя Руси и его супруги, византийской царевны Анны. Паломники приложились и помолились перед иконами «Спаситель», «Успение» и «Всех святых в Земле Российской просиявшей», которая была подарена русскими паломниками в ознаменование 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. Посетили костницу и прочли  вразумляющую умы надпись: « Мы были такими, как вы, вы будете такими, как все мы».

После насыщенного дня  паломническая группа вновь приняла участие в соборной ночной молитве. На следующий день после посещения монастырского музея состоялась встреча с архимандритом Евлогием, настоятелем Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Затем группа покинула гостеприимную русскую обитель, направившись на пароме в сербский монастырь Хиландар. Монастырь посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, в нем пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», перед которой паломники вознесли молитвы.  Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора, но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена.  И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хилендаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игумении – «Троеручицы». Интересно, что эта икона двусторонняя, так как  на одной стороне изображена Богородица, а  на другой -Святитель Николай Чудотворец. Особо трепетные чувства вызвали у нас образы из иконостаса, ризы для которых были пожертвованы настоятелем Второафонского Бештаугорского монастыря схиигуменом Герасимом в 1904 и 1909 годах. Еще одно напоминание о прямой связи Афона и Кавказа тронуло паломников.

Главной святыней этого монастыря является икона «Троеручица», настоятельницы обители, которая изначально была взята из кельи святого преподобного Саввы Освященного в Палестине, принадлежавшая самому святому преподобному Иоанну Дамаскину, одному из величайших святых Православной Церкви, церковному песнописцу. Икона получила столь необычное название после следующего чудесного события в жизни святого преподобного Иоанна (Дамаскина). Служа при дворе калифа в городе Дамаске, он был несправедливо обвинен в заговоре с намерением сдать город врагам. В наказание калиф приказал отрубить ему руку.

Всю ночь Иоанн молился перед иконой Богородицы и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью.

В благодарность  Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. Потом, став иноком монастыря святого преподобного Саввы Освященного, он взял икону с собой. В тринадцатом веке братия монастыря подарила эту икону святителю Савве Сербскому.
Предание гласит, что святой преподобный Симеон Столпник явился во сне игумену Мефодию монастыря и сказал, что мощи его должны быть перенесены на Родину в Сербию в город Студенец, но в утешение хиландарской братии из пустой гробницы его произрастет лоза, и покуда она будет плодоносить, до тех пор его благословение будет почивать на Хиландаре. Это произошло еще в 13 веке, но чудесная лоза сохранилась и до наших дней, каждый год без исключения принося богатый урожай, причем монахи только подрезают ее, никак более не ухаживая и не охраняя от филоксеры и прочих болезней, свойственных виноградным лозам. Сие являет собой великое чудо Божие и духовное утешение для хиландарской братин и всех православных христиан.
Также лоза святого преподобного Симеона известна не только этим. Есть у нее еще и особенное свойство помогать своими плодами бесплодным супругам, которые с верой и молитвой обращаются к чудотворному средству.
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя, части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен, часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи святого великомученика Пантелеимона и Феодора Стратилата, мученика Евстратия и мученицы Марины, святителей  Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, преподобного Симеона Столпника, великомученика Артемия и других святых.

В монастыре Хиландар Преосвященный Иоанн, епископ Воркутинский и Усинский совершил Божественную Литургию. По завершении богослужения была совершена пешая прогулка к монастырю Эсфигмен, в настоящее время не имеющего контактов с монахами большинства афонских монастырей.

В завершение паломнической поездки группа отплыла в городе Уранополис, а оттуда направилась в город Салоники. В селении Суроти  паломники посетили Иоанно-Богословский женский монастырь, являющийся местом блаженной кончины и упокоения известного старца Паисия  Святогорца  В городе Салоники группа посетила храмы святого великомученика Димитрия Солунского, святителя Григория Паламы, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из города Салоники паломническая  группа вернулась в Москву, возблагодарив Господа и Его Пречистую Матерь за прекрасную возможность приобщиться к святыням Святой Горы Афон, помолиться совместно с афонскими монахами, проникнуться духом уклада жизни древних монастырей Афона.

 

 

Поделиться в социальных сетях

0
Пресс-служба Ейской епархии
Яндекс.Метрика