Приветствие
митрополита Екатеринодарского и Кубанского ИСИДОРА
участникам V Михайло-Архангельских духовно-образовательных чтений
Ейской епархии «Нравственные ценности и будущее человечества»
в рамках регионального этапа Международных Рождественских
образовательных чтений
станица Брюховецкая, 12 октября 2017 г.
Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!
Всечестные отцы, уважаемые педагоги, дорогие братия и сестры!
От всего сердца приветствую всех участников и организаторов сегодняшних духовно-образовательных чтений, которые открывают на Кубани череду епархиальных чтений в рамках Международных Рождественских духовно-образовательных чтений. Их тема в этом году — «Нравственные ценности и будущее человечества».
В самой постановке темы, утверждённой Священным Синодом, звучит тревога. Ещё никогда так остро и глобально не ставился вопрос, ведь речь идёт обо всём человечестве. Это его будущее поставлено под угрозу, при этом нужно понимать, что в это, казалось бы, абстрактное человечество входят наши дети и внуки. Когда мы задумываемся о наших детях, о благе для них, тогда мы начинаем заботиться обо всех детях земли.
Наша забота, в первую очередь, должна заключаться в том, что сформировать чёткие представления о добре и зле. Именно здесь содержится главное противостояние, которое уходит в библейскую историю. Вспомните, как в райском саду Господь предупредил Адама об опасности приобщения к злу, как ослушание Адама привело к катастрофическим последствиям для него и человечества. И только искупительная Крестная жертва Господа нашего Иисуса Христа вернула нам нашу свободу и открыла снова возможность стать сынами Божиими по благодати.
Но зло не отступает. «Попробуй», — протягивают Вашему ребёнку сигарету, банку с пивом, а затем и наркотики. «Попробуй, и станешь как взрослый, они ведь знают, что можно, а что нельзя». Здесь мы сталкиваемся с ещё одной закономерностью: сколько бы мы ни рассуждали о добре и зле, если наше поведение не соответствует нашим же рассуждениям, не ждите и от ребёнка нравственного поведения. Так мы только подрываем доверие ребёнка и к себе, и к нравственным ценностям. И если мы посмотрим вокруг, то увидим, что живём в мире с подорванным доверием.
В современном словаре доверие определяется как «убежденность в честности, добросовестности, искренности кого-либо, в правильности чего-либо и основанное на этом отношение к кому-либо или к чему-либо». То есть мы видим, что в основе доверия уже должно лежать чёткое различение добра и зла, ведь человек может довериться и проходимцу, и лжецу. Но такое различение возможно только при наличии абсолютного критерия, для христианина это вера в Бога. И это главный вывод, который мы должны сделать.
И здесь я с надеждой обращаю свой голос к педагогам. Школа — это огромная часть жизни ребёнка, она может компенсировать недостаток воспитания в семье, особенно в современной полуразрушенной семье. Тем более это возможно теперь, когда в сетке часов есть «Основы религиозной культуры», а у нас в крае ещё и «Кубановедение». Только относиться необходимо к этим дисциплинам не как к урокодательству, а как к миссии по сохранению нравственных ценностей. Наша культура построена на библейской картине мира, ребёнок бессознательно усваивает её в процессе обучения, и ваша задача — помочь ему осознать и основания культуры, и основания нравственности, чтобы он научился делать самостоятельный и ответственный выбор. А мы всегда готовы к сотрудничеству со школой, готовы оказать любую помощь нашим дорогим учителям. Только в таком соработничестве мы можем противостоять нарастанию зла в мире, потому что будущее создаётся здесь и сейчас, в процессе обучения и воспитания наших детей.
Желаю вам плодотворной работы на сегодняшнем форуме и помощи Божией в ваших дальнейших благих трудах на благородном педагогическом поприще.
+ИСИДОР,
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ