Паломническая поездка по святым местам России на праздник Рождества Христова в храме Христа Спасителя

Архиерей

2 января 2018 года в 17:00 часов мы отправились в наше Рождественское путешествие. Нас забрали с автовокзала ст. Староминской на огромном автобусе и мы составом 38 человек и 2 водителя отправились в путь.

3 января в 4:30 часов утра мы прибыли в Задонск и сразу же отправились в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где покоятся мощи великого угодника Божьего святителя Тихона Задонского. У меня и моего сына Максима   охватило чувство какой-то огромной радости и восторга, на глазах показались слезы счастья, эмоции переполняли, а мысли меняли одна другую, воспроизводя в голове картинки нашей прошлой  поездки к  святителю Тихону Задонскому. А в душе было какое-то непреодолимое чувство, как будто нас тут давно уже ждут, как долгожданных гостей  и с трепетом и теплотой гостеприимно встречают. И это так и было! Мы чувствовали, что сам святитель Тихон Задонский нас с любовью ждал и гостеприимно принимал у себя и от того в душе казалось, что мы приехали в родной душеспасительный уголок, где давно уже не были.

Перед началом службы во Владимирском Соборе, мы заказали все необходимые требы и с трепетом в душе пошли приклониться к святыне. Максим, как полагается мужчине, везде подходил первым и, подойдя к раке с мощами святителя Тихона, дежурный монах открыл перед ним раку и  в этот момент мы и поняли, что сам святитель Тихон Задонский нас с радостью и любовью встречает, как будто зовет с собой поздороваться поближе. После того, как Максим приклонился к открытым мощам, раку сразу закрыли и все остальные приклонялись к закрытой раке, правда, потом ее еще неоднократно открывали и Максим за день трижды смог приклониться именно к открытым мощам. Господь сподобил и видно сам  святитель Тихон желал, чтобы перед Максимом открывали его честные мощи, чтобы наградить его своей благодатью. Служба началась около 5:00 часов утра, через некоторое время братия монастыря вышла на чтение Акафиста перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Акафист  священнослужители торжественно и проникновенно читали по очереди, а после его чтения все, один за другим выстроились  к поклонению  мощам святителя Тихона Задонского. Наблюдая за этим, у меня возникали чувства огромного восторга и душевной радости. Вся Божественная Литургия прошла на одном дыхании, чувствовалось присутствие с нами  на службе самого святителя Тихона Задонского.

По окончании Литургии, и  молебна перед Владимирской иконой Божией Матери, мы готовились к экскурсии по Задонскому Рождество — Богородицкому мужскому монастырю. Батюшка провел нам замечательную экскурсию, подробно и интересно рассказал нам историю основания монастыря, время становления и расцвета обители, рассказал житие и труды на благо людей и церкви святителя Тихона Задонского, показал основные святыни монастыря.

После экскурсии нас пригласили на трапезу, где сытно и вкусно накормили постным обедом. После трапезы нас отвезли в гостиницу и расселили по номерам. Гостиница оказалась очень уютная и комфортная, из двора которой открывался чудесный вид на монастырь.

Затем отправились в Свято — Тихоновский Преображенский женский монастырь, который находится в 7 км от Задонска. Там нас тоже очень гостеприимно и приветливо встретили монахини  этого монастыря.

Приклонившись к святыням в Троицком храме, помолившись и заказав требы, мы вышли осмотреться и прогуляться по территории монастыря. Настоятельница монастыря благословила одну из монахинь на проведение для нас экскурсии по их женскому монастырю, чему мы были очень рады. Спустившись в нижний предел Троицкого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда очень редко кого пускают, монахиня поведала нам очень интересный рассказ об истории создания их обители и познакомила с очень важными и великими  святынями. Господь сподобил нас приклониться к великой святыне — Крестному Распятию, которое закровоточило в 2000 году. А иеромонах Василий (Телехов) насельник Свято-Духового мужского монастыря  города Тимашевска всех нас помазал маслом из лампады, которая висела над этим святым Крестным Распятием. После очень интересного рассказа и посещения святых мест этой обители настоятельница монастыря радушно пригласила всю нашу группу на трапезу, где нас щедро и вкусно накормили сытным постным обедом.

После посещения Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, мы отправились на святой источник в честь святителя Тихона Задонского. Там мы набрали святой воды и я вместе с некоторыми женщинами нашей группы окунулась в купель святого источника в честь святителя Тихона. Какая благодать! Просто не передаваемое ощущение!

После купели мы поехали в гостиницу – посушились, обогрелись,  попили чая и пешком отправились в Задонский Рождество — Богородицкий мужской монастырь, где уже подходило к концу вечернее Богослужение. Помолившись на вечернем богослужении, мы еще раз приклонились к мощам святителя Тихона Задонского и ожидали начало крестного хода вокруг монастыря. Но пока мы стояли к мощам Святителя, крестный ход уже организовался, всем раздали в руки иконы и когда мы вышли из храма крестный ход уже тронулся. Мы быстро поспешили его догонять, уже не надеясь, что нам достанутся в руки иконы и тут во дворе монастыря, возле порога к храму мы увидели женщину с парнем, у которых в руках было несколько икон.  Мы сразу направились к ним, мы даже не успели открыть рот, как они нам любезно предложили понести оставшиеся иконы. Не веря своему счастью, с огромным восторгом и благодарностью к Богу, мы сразу же  взяли иконы, даже не рассматривая их. А в душе было невероятное чувство, что у нас в руках образы знакомых и близких нам святых. У меня сразу промелькнула мысль и представилась почему-то  икона святых Гурия, Самона и Авива. И каково было мое изумление, непередаваемый восторг и чувство  какой-то необыкновенной радости, когда, повернув образ, я в полумраке и свете уличного фонаря увидела образы именно этих святых! Просто чудо! И я сразу поняла, что все по милости и воле Божией! Нам с Максимом самым последним, уже даже не надеявшимся, досталось по две иконы: мне образы святых Гурия, Самона и Авива и святого царя Константина, а Максиму – икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и святая мученица Татьяна. Нашей радости не было предела и мы бросились догонять крестный ход. Крестный ход завершился в храме Рождества Пресвятой Богородицы очень пышно, торжественно и необычно – все паломники и прихожане, несшие икону, выстраивались полукругом в храме с иконами в руках, а затем каждый, кто принимал участие в крестном ходе поочерёдно приклонялся ко всем иконам. Приклонялись, в том числе и те люди, которые  несли иконы. После завершения крестного хода, мы, изучив разнообразие церковных лавок, отправились в гостиницу отдыхать.

4 января я к 7:00 часам я снова отправилась на Божественную литургию во Владимирский Собор Задонского мужского монастыря. Максим остался спать в гостинице. В начале Литургии я  попала под благословение одного из почитаемых батюшек этой обители, который благословил меня и дал маленькую шоколадку. Затем братия монастыря снова вышла на чтение Акафиста  перед чудотворной Владимирской иконой  Божией Матери. После окончания Божественной Литургии мы снова приложились к мощам святителя Тихона Задонского, потрапезничали  и с чувством великой радости и благодарности святителю Тихону Задонскому за радушный прием, отправились в Сергиев Посад.  Поздно вечером около 21:00 часа мы прибыли в Сергиев Посад и разместились в паломнической гостинице подворья Всех Святых Троице-Сергиевой Лавры, где нас перед сном накормили вкусным постным ужином.

5 января к 05:00 часам утра мы нашей паломнической группой, но не в полном составе, оставив детей отсыпаться в гостинице, отправились в Троице-Сергиеву Лавру на братский молебен возле мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком Храме. Войдя на территории Лавры, меня охватило непередаваемое чувство восторга, трепета, восхищения и преклонения перед величием и красотой, открывшейся перед моим взором. Январский морозец колко щипал ручки и щечки, с неба неспешно падали крупные пушистые хлопья снега, вокруг стояла такая благодатная тишина, что душа прямо замирала от восторга, глядя на величественные храмы и соборы, которые от подсветки уличных фонарей и прожекторов на фоне снежных сугробов, казалось, парили в воздухе. От всего этого душа переполнялась такими чувствами восторга и благодарности Господу, которые очень трудно описать! Войдя в Троицкий храм, мы заказали требы и взяли свечи на добровольные пожертвования и спокойно, не толкаясь направились к мощам преподобного. Сердце просто замирало от радости и я не могла поверить, что Господь меня сподобил спустя полгода вновь побывать в этой Великой Святой обители и вновь приклониться к преподобному Сергию Радонежскому! В храме людей было немного, никто не толпился и не толкался. Мы спокойно приклонились к святым Мощам, помолились. У нас было более получаса свободного времени, потому что ранняя литургия, которая в этот день служилась в Успенском Соборе, начиналась в 07:00 часов утра. И я, не теряя времени, решила в одиночестве прогуляться по территории Лавры. Вокруг тишина и идиллия, в воздухе тихонько кружатся снежинки,  на земле под светом уличных фонарей ярко мерцает снег,  нет этих толп снующих туда–сюда  китайских туристов и озадаченных паломников, казалось все ждет и приветствует меня и будто сам Господь и Преподобный Сергий Радонежский гостеприимно и радушно водят меня по своей Святой обители.  Чувства просто переполняли – умиротворение, радость, восторг, благодарность – и все это одновременно!  И это то, ради чего стоило встать в 04:00 утра и прийти на Братский молебен, просто не передаваемое ощущение! Я просто влюбилась в эту Великую Святую обитель!

После этой прогулки я направилась в Успенский собор на Литургию. Как раз к этому времени к 7:00 часам утра привезли группу нашей детворы, чтобы они вместе с нами могли помолиться за Божественной Литургией. Богослужение мне казалось необыкновенным, особенно меня впечатлило пение мужского хора, который состоял в основном из молодых семинаристов. Их пение было просто необыкновенным! Кстати, хотелось бы сказать, что рядом со мной молился известный телеведущий, продюсер и генеральный директор  православного телеканала «Спас» — Борис Корчевников. Его я заметила не сразу, так как стоит отдать должное его поведению в храме, меня поразило его смирение, невероятное и сосредоточенное внимание во время служения, никакого пафоса и привлечения к себе внимания.

После Божественной Литургии, перекусив в монастырской чайной лавке, мы отправились на экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре. Наш экскурсовод провела нам замечательную экскурсию, подробно рассказав житие Преподобного Сергия Радонежского, провела экскурс в историю создания этой святой Обители, ее становление и расцвет. Весь рассказ сопровождался наглядными изображениями фресок из жизни преподобного. Нам показали и рассказали подробно о каждом Соборе и храме этой обители, о всех святынях, о великих и знаменательных исторических датах, связанных с Преподобным Сергием Радонежским и его обителью. Мы как будто окунулись в те давние времена, перенеслись назад в историю и прикоснулись к великому прошлому. После этой экскурсии мы еще больше восторгались и восхищались этим святым местом, в котором мы находились  и мне еще более не верилось, что это происходит именно со мной, что Господь удостоил меня и сподобил побывать в колыбели нашей православной истории.

После экскурсии наша группа разделилась, половина желающих пошли на  совершение Соборования, а мы с детьми, посетив монастырские лавки, купив иконы и прочую православную церковную утварь, направились в Покровский храм на общую исповедь. Покровский храм находится на втором этаже Духовной Семинарии. Поэтому мы удостоились побывать в стенах православного учебного заведения и окунуться в жизнь семинаристов. Честно, ощущение было необычное, охватывал огромный интерес и любопытство и в то же время огромное стеснение, смущение и восторг. Великолепие Покровского храма, как и всех остальных (Троицкого, Успенского, Трапезного и др.) нас очень потрясло и восхитило. А те чувства, которые я испытала, когда вошла в храм, где начиналась общая исповедь, вообще очень трудно передать. Поисповедовавшись, мы с Максимом вышли из храма с чувством радости и свободы, а также с огромной благодарностью Господу за все! Немножко прогулявшись по Лавре, подождав вторую половину группы, которая была на Соборовании, мы все вместе направились к автобусу.

Усевшись в автобус, мы поехали на вечернее богослужение в Черниговско-Гефсиманский скит, который находится на расстоянии трёх километров от Свято-Троицкой Сергиевской лавры.

В Черниговском храме хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

Утром 6 января в Рождественский Сочельник мы всей группой в полном составе отправились в Троице-Сергиеву Лавру, где в храме в честь Святой Троицы, возле мощей Преподобного Сергия Радонежского, побывать на ранней Литургии, помолиться и причаститься Святых Христовых Тайн. Войдя в Троицкий храм, приложившись к святым иконам, мы с ребенком встали в очередь к Святым мощам Преподобного. И вот как только наша очередь подошла и мы приблизились к мощам Святого Угодника, служащие храма вежливо преградили нам путь и тут началась Божественная Литургия! И мы с Максимом по милости Божией сподобились молиться и участвовать в богослужении прямо перед иконостасом  рядом с мощами Преподобного Сергия Радонежского! Такого участия в богослужении у нас еще не было, так проникновенно и сосредоточенно мы еще никогда не молились, не отвлекаясь ни на что. Ведь прямо перед нами совершалась служба, а сзади нас очень плотно стояла толпа  прихожан и сдвинуться с места было просто невозможно, да и не хотелось,  ведь нам Господь предоставил  такое счастье помолиться и причаститься Святых Христовых Тайн рядом с самим преподобным  Сергием Радонежским! Душа просто ликовала от восторга, чувства радости переполняли и нам с моим ребенком не верилось, что это все происходит именно с нами и невольно промелькнула мысль: «За что Господь нас сподобил и так вознаградил таким подарком»! Мы еще раз убедились, что ВЕЛИКА МИЛОСТЬ БОЖЬЯ! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Помолившись за праздничной Божественной Литургией и причастившись Тела и Крови Христовой, мы с великой радость вышли из Троицкого храма. Еще раз,  прогулявшись по территории Лавры, выпив чайка с постной булочкой мы с великой радостью и благодарностью вышли из этой великой Святой обители и направились к автобусу. Дальше наш путь лежал в столицу нашей Родины – в Москву!

Приехав в Москву, в первую очередь, мы поехали навестить Святую блаженную матушку Матрону в Покровский монастырь. Покровский  женский монастырь святой Матроны – это поистине великое и святое место. Его огромная чудодейственная сила признана всеми православными мира.  Каждый год тысячи паломников посещают его, дабы отдать дань уважения святой блаженной Матроне и обратиться к ней за помощью или советом в самых различных жизненных обстоятельствах. И мы не исключение! Прежде, чем пойти в Покровскую обитель, мы зашли в цветочную лавку и каждый из нас приобрел для Святой Матроны букетик цветочков, кто розы, кто герберы, кто лилии. Мы с Максимом тоже купили 5 красивых роз для святой блаженной Матроны и с трепетным чувством направились в Покровский женский монастырь. Зайдя в стены монастыря, мы ощутили тепло и гостеприимство, здесь чувствуешь себя как дома! Встав в очередь к мощам святой блаженной старицы, я судорожно перебирала все свои мысли и просьбы, с которыми хотела бы к ней обратиться. Подойдя к святым мощам, приклонившись к раке, я с трепетом и верой мысленно перечислила свои просьбы. Там же, возле мощей святой блаженной Матроны, я оставила свою записочку с просьбами и с великой благодарностью, что Она меня у себя приняла, направилась к выходу. Мой Максим, приложившись к  мощам, уже  стоял довольный с улыбкой на лице и держал в руках бутон огромной красной розы, которую ему дали помощники служащих в храме. Я тоже, получив цветочек белой розы, освященный на мощах блаженной Матроны, с чувством великой благодати вышла из храма. Пообедав в монастырской трапезной и прогулявшись по территории Покровской обители , мы отправились дальше. А путь наш лежал в Даниловский мужской монастырь. Сегодня монастырь принимает активное участие в жизни общества. Даниловский монастырь в Москве считается духовным центром РПЦ. Здесь расположена резиденция святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Самой главной святыней монастыря считаются чудотворные мощи князя Даниила, его основателя.

Следующим святым местом, где мы остановились, стал Донской монастырь. Здесь же, в Донском монастыре, мы остановились на ночлег в паломнической гостинице.

Расположившись в паломнической гостинице Донского монастыря уже ближе к вечеру, мы усталые, но довольные готовились к праздничному всенощному Рождественскому Богослужению  на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова  монастыря.  По пути на подворье Афонского монастыря нам показали  ночную Москву и показали все праздничное убранство и красоту столицы.  От увиденного у нас просто дух захватывало, улицы города мерцали разноцветными огнями, повсюду стояли огромные нарядные елки и каждая из них была по-особенному красиво и необычно украшена. Везде все горело, мерцало, сверкало, красота городских улиц просто завораживала, казалось, что мы попали в настоящую рождественскую сказку. Все было необыкновенно красиво, ночная Москва нас просто очаровала! Наша детвора после прогулки по ночной Москве пребывала в полном восторге от увиденного, эмоций и радости и восхищения — не было предела!

Приехав на Афонское Подворье, приложившись к святыням, мы с нетерпением ожидали начало праздничной Рождественской службы. Когда началось богослужение, я с первых же минут ощутила какое это необычное, непохожее на другие богослужение! Служба была настолько величественной и праздничной, что казалось, будто мы находимся на самом Афоне. Продолжалось богослужение до самого утра, и когда около 7 часов утра мы счастливые, радостные, причастившиеся Святых Христовых Тайн вышли из храма, на улице уже светало! На такой величественной и продолжительной службе, длившейся почти 8 часов, мы еще никогда не были. Уставшие, но довольные мы поехали в гостиницу отдыхать, ведь в этот праздничный Рождественский день, нам предстояло еще немало прогулок и впечатлений!

7 января, немного отдохнув после ночной службы, слегка перекусив, мы с детьми стали собираться на прогулку по Москве, которая должна была завершиться праздничной вечерней Патриаршей службой в храме Христа Спасителя. Прогулку по Москве для детей организовал сам иеромонах Василий (Телехов), насельник Свято-Духова Тимашевского монастыря. Батюшка всех детей собрал возле себя и  в глазах каждого ребенка читалась радость, трепет перед Батюшкой и огромная благодарность, ведь каждый из них мечтал не только побывать в святых местах Москвы, но и погулять по главной достопримечательности столицы нашей Родины – по Красной Площади и увидеть Кремль. Отец Василий тоже искренне и с любовью относился к каждому ребенку, ведь среди них были сироты и дети из малообеспеченных семей, его кротость, терпение, любовь и внимание к каждому, вызывало у всех восхищение.

Прогулка по Москве началась от стен Донского монастыря. Мы пешком пошли к ближайшей станции московского метрополитена, чтобы  на метро добраться до Красной Площади. И тут сбылась еще одна мечта моего Максима, он давно мечтал увидеть метрополитен и прокатиться на метро. Приехав в центр города, мы пешком пошли на Красную Площадь. Идя по улицам Москвы, мы любовались всем великолепием праздничного убранства города. Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, Красная площадь и Собор Василия Блаженного в Москве. Прогулявшись по Красной Площади, сделав огромное количество фотографий, мы решили посетить Государственный Исторический Музей в Соборе Василия Блаженного. Когда мы вошли внутрь Собора, мы не помнили себя от радости, ведь побывать внутри этого великого памятника истории и Православной культуры мы даже и не мечтали. И вот мы тут, прямо внутри древней святыни, все вокруг завораживало  и захватывало дух,  казалось, будто мы прикоснулись к древности! Полное его название — собор Покрова Божией Матери на Рву, а «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное и связано с тем, что в этом храме хранятся мощи русского святого Василия Блаженного.

На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея Москвы. Это строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем мире. Собор Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Побывав в Соборе Василия  Блаженного, нам казалось, что мы прикоснулись к самой истории и побывали в прошлом. После экскурсии по Собору мы пешком направились в Храм Христа Спасителя, где в 15 часов должна начаться вечерняя Рождественская служба, возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. По пути к Храму нам посчастливилось увидеть еще одну гордость нашей столицы – памятник равноапостольному князю Владимиру. Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований.

Подойдя к Храму Христа Спасителя, нас опять всколыхнуло чувство великого восторга, восхищения и гордости. Радость переполняла, нам не верилось, что мы опять воочию видим главный храм страны и  можем присутствовать на праздничной службе вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Погуляв по территории вокруг Храм Христа Спасителя, мы зашли внутрь. Приложившись к святыням, мы ожидали начала богослужения. В 16 часов началась праздничная Рождественская служба. Я стояла почти в самом начале, с левой стороны перед алтарем и не верила своим глазам! Мне казалось, что это все происходит не со мной, мне не верилось, что я удостоилась такой великой благодати воочию лицезреть самого Патриарха. В душе всю службу меня переполняло чувство великой радости и благодарности Господу за то, что он меня такую недостойную сподобил присутствовать на этой праздничной  Божественной Литургии! Праздничная служба прошла на одном дыхании. Стоя в первых рядах, я не отвлекаясь ни на что, все время старалась следить за Патриархом и внимательно наблюдать за столь необычным для меня богослужением. В конце службы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес свою великую проповедь, которая вонзилась мне в самое сердце, поздравил весь православный народ с Великим праздником Рождества Христова и благословил всех прихожан. А руководитель нашей группы Лариса Владимировна  смогла от всех нас поздравить и передать Патриарху огромный красивый букет белых роз. Мы все были несказанно рады и счастливы, когда наш букет был передан в руки самого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ведь так удостоиться и поздравить главу Русской Православной Церкви  дано не каждому! Но и здесь был промысел Божий!

После окончания праздничного богослужения мы всей группой вышли из Храма Христа Спасителя счастливые и взволнованные! Еще раз полюбовавшись величием и мощью главного храма страны, мы уселись в автобус и отправились домой. По дороге домой мысли в голове сменяли одна другую, все время перед глазами вставали картины святых мест, где мы побывали и  уже сидя в автобусе, нам до последнего  не верилось, что это все произошло именно с нами! Это настоящий рождественский подарок, о котором мы с ребенком даже и не могли мечтать! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ – только эта фраза и в душе и в мыслях не переставала присутствовать. Я верю, что все по воли и милости Божьей – СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ!

Ольга Мироненко, прихожанка Свято-Покровского храма Староминского благочиния.