О станице и Кринице

Отделы епархии

4-го июля состоялся традиционный общеепархиальный Крестный ход на святой источник вмч. Параскевы(Пятницы), который возглавил правящий архиерей Ейской епархии Преосвященнеший Павел, епископ Ейский и Тимашевский.

Криница – природная «изюминка» Стародеревянковской и, одновременно, местночтимый источник, названный станичниками во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Возрождённой традиции совершения крестного хода на Криницу в десятую пятницу по Пасхе почти два десятилетия. Сам же источник 160 лет тому назад был благоустроен местным казачеством, о чём свидетельствуют документы «Дела войскового правления Кубанского казачьего войска» за 1861-1864 годы.

 

XIX век. Следствие вели

Документы XIX века, доселе хранившиеся в фондах Государственного архива Краснодарского края и по какой-то причине ранее не открывшиеся исследователям стародеревянковской старины, знакомят современников с событиями того времени и, главное, людьми – казаками-первопоселенцами Стародеревянковской и прибывшими на Кубань вслед за ними «иногородними».

Первый артефакт в «Деле» – письмо епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) наказному атаману Черноморского казачьего войска генерал-майору Льву Ивановичу Кулакову от 12 декабря 1859 года. В нём владыка просит казачьего атамана назначить расследование по факту открывшегося в начале августа того года источника в станице Стародеревянковской.

Следствие, конечно же, было проведено. Насколько объективно – сложно давать этому оценку сегодня, но фактографическое содержание следующих в «Деле» документов с исторической точки зрения бесценно.

Из доклада Ейского окружного сыскного начальства в Войсковое правление Кубанского казачьего войска (ноябрь 1863 года):

«Жители станицы Стародеревянковской при круговом опросе показали: с самого водворения станицы на настоящем месте до 1853 года на балке, называемой Глубокою (и расположенной) в конце станицы с северо-западной стороны, не было никакого водного источника. Балка была сухая, и не состояло никаких водоточных признаков её… после обыкновенного исхода весняной снеговой воды заметен образовавшийся в балке той небольшой источник из коего сначала немного, а потом больше исходила потоком вода и вливалась в состоящую при станице речку… с течением времени родник этот расширялся больше, воды из него истекало обильно, так, что к нему и по всему течению воды на пространстве до 200 саженей приходил рогатый и другой породы скот, и как земля по течению размокла и стала топкою, то скотина иногда загрузала».

Далее описывается, как весной следующего (1854) года «в источнике увязла пришедшая пить воды корова принадлежавшая казаку из станицы Павлу Стародубу». Узнав об этом, казак попытался вызволить животное, но «корова погрузилась всеми четырьмя ногами по брюхо в самое топкое место». Стародубу пришлось приложить немало усилий, чтобы справиться с задачей. После чего «пришла ему в голову мысль забить источник, чтобы сделать, по его выражению, для всех жителей доброе дело, чтобы не загрузала там более скотина». Эту свою идею казак воплотил без промедления: целый день копал землю вокруг источника и заваливал его. О здоровье Стародуба известно, что до этого случая у него было «только слабое зрение в глазах». Но, с его слов, «как только начал забивать источник… почувствовал обморок и головокружение, каковые припадки стали после того повторяться так сильно и часто, что он сделался совершенно нездоров». Раскаивался в содеянном и «после 7 месяцев страдания в начале января 1855 года умер». Всё это подтвердил казак Семён Дыкань.

Следует добавить, что остановить течение родниковой воды Стародубу всё же удалось. Но вскоре, по воспоминаниям казака Илии Чуба, на праздник святых равноапостольных царей Константина и Елены (21 мая по старому стилю) «вдруг показалась с северной стороны дождевая сильная туча, и… над источником пошёл такой сильный дождь, что балкою быстро полилась вода глубиною примерно от ¾ до 1½ аршина». Около полчаса лил дождь, как свидетельствовал Чуб, над балкой в округе не более 3-х вёрст (3,2 км), вылив в неё основной поток воды, берега же оставались практически едва смоченными. После чего «источник, совершенно извергнув из себя весь навоз и землю, набитые в него Стародубом» вновь начал действовать. Расширяясь, он принял «кругообразную форму, и обильный из онаго поток наводнил балку, и вода истекала в реку Челбасы».

 

XIX век. Благоустроители

Как следствие, проложенную ниже источника дорогу затопило, и новую сухопутную ветвь станичники проложили «в объезд, выше источника». Такая вот вырисовалась историческая картинка благоустройства Стародеревянковской… Но открывшийся артефакт и ещё даёт, причём не менее интересные, на эту тему сведения.

Открывшийся удивительным образом источник не мог не привлечь к себе народного внимания, «три времени года… до самых холодов были там посетители». Местному казачьему обществу «стали доходить… слухи… что ежели Стародеревянковская станица не очистит источника, не сделает сруба и не освятит, то сделают это жители соседней Каневской».

Последнее и побудило станичников к действиям. Не желая допускать к этому делу чужаков, стародеревянковские казаки посоветовались в своём кругу. И приступили к делу в июле 1859 года, «общими силами и средствами очистили источник, установили деревянный сруб, огородили досками». Но им не удалось «утвердить сруб в самом русле источника», сила родниковой воды противостояла силе полсотни работников, отторгая от источника деревянную конструкцию. Пришлось, уступив природе, выполнить задуманное в обход намеченным планам: освободив течение воды по первоначальному руслу «отрыли часть земли с обрыва с южной стороны источника настолько, чтобы мочь установить сруб, захватив северо-западным углом сруба весьма малую часть источника». Однако, после окончания работ вода долго не шла, и только после дополнительной расчистки от земли одного из углов сруба «в глубине заклокотала вода, потом произошел сильный звук подобно рёву быка и вдруг полилась оттоль из под сруба вода наполнившая внутренность онаго до возможного возвышения равнявшегося до четырех аршин, а потом посредством сделанного в западной стороне сруба бокового отверстия вода обильно истекала по балке по прежнему до 1862 года».

За три года родниковая вода по балке практически прекратила своё течение. Предполагая засор колодца или изменение направления подземного русла «главного источника», станичное общество решает провести реконструкцию этого места.

Со ссылкой на акт, составленный полковником Бойченковым и священником Николаем Долгополовым, в старинном документе говорится: «все энергически употребляемые меры… 20 и 21 августа… оказались пустыми, источник не был найден; но вода на том же месте после очищения колодца из частных небольших водоточных жил значительно возвысилась,.. вода в источнике очень чистая, довольно приятная к употреблению».

После расчистки источника сруб поставили на прежнее место, обнесли его дощатым забором и высадили вокруг саженцы акаций, верб и тополей.

 

XIX век. Люди того времени

С духовенством и мирянами, казаками и иногородними, мещанами и крестьянами, детьми и стариками «обоего пола», проживавшими тогда в Стародеревянковской и прибывавшими к источнику из разных мест, знакомит старинная рукопись.

Впервые открываются нам имена местных священников Авриамея Кравченко и Георгия Меньшова, станичного атамана урядника Головко; казаков Евтихия Сысики, Ефима Пластуна, Евстафия Гриня, Якова Онищенко, Фёдора Ярина, Петра Пелипченко с семьёй, Якова Погорелова с супругой Ефросиньей; казачьих вдов Марины Бортовой и Прасковьи Сердюковой, «государственного крестьянина Змиевского уезда селения Новоандреевка» Вениамина Бабака, «малолеток» Якова Соченко 12 и Деомида Пластуна 17 лет, других станичников.

Особый интерес вызывает смотритель источника – «старец» казак Фёдор Лахно (он же Тараненко, следуя записей в старинной документации), по роду своей службы постоянно фигурирующий в «Деле». Отставному казаку было 67 лет, когда после освящения источника 1 августа 1859 года он «по наряду общества назначен был в присмотр к оному».

Показания другого персонажа, упомянутого выше отставного казака Ильи Чуба 55 лет, уточняют обстоятельства открытия источника. С его слов, за станицей, в версте от дома его отца в источнике появилось «сильное круглое водное отверстие, из которого в то же время полился в речку Челбасы сильный поток воды». Узнав об этом, казак «прогнал в степь телков» и отправился «посмотреть на действо сие, из любопытства делал меру глубины шестом вышины до трех маховых саженей, но дна не достал».

Современник фигурантов «Дела» – выдающийся российский статистик, социолог, казачий историк и этнограф, публицист Фёдор Щербина (1849–1936) в рассказе «Путешествие из Новодеревянковки в Екатеринодар», опубликованном во втором томе его воспоминаний «Пережитое, передуманное и осуществленное», приводит читателя к источнику того времени. Фёдор Андреевич описывает, как по пути на учёбу в Екатеринодарское духовное училище году он с сопровождающими его в этом путешествии людьми посетил источник в Стародеревянковской.

Воспоминания кубанского летописца, относящиеся к 1861 году, ранее служили определённой исторической меткой в хронологических описаниях стародеревянковской достопримечательности. С обретением «Дела» эта метка переместилась в глубину времён, описание этого уникального места и происходивших здесь в середине XIX века событий дополнилось документально подтверждёнными фактами.

ХХ век. Дважды явившаяся

Существует некий исторический «провал» последующих событий, происходивших на этом источнике, вплоть до начала XX века.

Из устных источников известно, что в десятую пятницу по Пасхе 1901 года местные пастухи на лугу около родника пасли овец и увидели в нём лик великомученицы Параскевы. Поспешив в станицу, рассказали всё священнику местного храма.

В честь святой Параскевы была написана большая ростовая икона, на обратной стороне иконы-списка сохранилась надпись: «1904 год – жертва от граждан…» и «Обещаем носить ежегодно до Криницы». А это уже документальное свидетельство событий, происходивших в Стародеревянковской 115 лет тому назад! С этой иконой верующие ежегодно, в день обретения святыни, совершали крестный ходом на Криницу. По воспоминаниям же очевидцев, «этот светлый день стал праздничным для станицы и всей округи – многочисленные паломники стекались к святому роднику», и так продолжалось до богоборческих времён.

Последующий исторический этап буквально стёр с лица земли часовню над источником. Но никакие политические события в стране не сумели воспрепятствовать свободному течению родниковой воды. Станичники хорошо знали это место и приходили сюда, не смотря ни на какие запреты.

Источник же, как будто сам себя защищал, о чём говорится в местном предании. Якобы в годы советской власти решено было здесь водонапорную башню поставить. Казаки наотрез отказались от участия в таком мероприятии, коммунисты справились без них – материал для строительства собрали и поставили корпус башни. Ночью разразилась гроза, молния попала в новостройку, пожаром сведя на нет все усилия строителей. Восстановили, и тут же повторно: непогода, молния, пожар. В третий раз приступить к строительству не решились даже самые ярые атеисты. Не правда ли, эта история напоминает историю казака Стародуба?…

Почитаемую же икону Параскевы Пятницы, верующие сохранили, сохранили и память об обете, данном предками перед святым ликом. Её, как и другие святости местного храма, действующая тогда в станице власть «за ненадобностью» решила уничтожить. Часть церковной утвари верующие разобрали по домам, несколько икон, в том числе и лик святой мученицы Параскевы отвезли в каневской Свято-Покровский храм.

Когда же стародеревянковский храм вновь был открыт для богослужений, стали станичники возвращать сохранённые ими иконы. Каждую местный приход принимал торжественно, икона же Параскевы Пятницы возвращалась сюда по-особому.

 

На рубеже столетий – XXI век. Возрождение

 

В 90-е годы ХХ века на плечи бывшего тогда благочинным Каневского округа церквей протоиерея Андрея Дашевского и окормлявшего стародеревянковский приход священника Сергия Брижана легла благостная миссия возглавлять работы во восстановлению Криницы. Благоустройство велось при поддержке администрации Стародеревянковского сельского поселения. Трудов понести пришлось немало, но с Божьей помощью справились.

7 июля 2000 года возродилась старинная традиция, и впервые после семидесятилетнего её забвения верующие совершили крестный ход на Криницу. Возглавила первое в новом тысячелетии шествие крестоходцев к источнику, хранившая до сего дня в себе письменный обет стародеревянковских казаков икона Параскевы Пятницы. Её торжественно вынесли из каневского храма Покрова Пресвятой Богородицы, где святость пребывала до той поры.

За иконой с хоругвями следовали 24 священника, 6 диаконов и несколько тысяч верующих. С молитвенным пением по улице Горького прошли в центр Каневской, оттуда – через дамбу в Стародеревянковскую, к храму Вознесения Господня. Помолившись в нём, «два километра прошли крестным ходом до источника, – писала газета «Каневские зори», – где архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор, освящает воды источника и молится Богу о даровании его воде целебных свойств, о благоденствии людей».

С тех пор в Стародеревянковской крестный ход на Криницу совершается ежегодно.

 

Елена Бутпенко

Ейская Епархия