К столетнему юбилею мученической кончины священника Иоанна Краснова (1874-1918) в станице Должанской

Диакон Димитрий Клыков

(храм Воскресения Христова в Кадашах,

Музей имени Андрея Рублева)

 

К столетнему юбилею мученической кончины

священника Иоанна Краснова (1874-1918)

в станице Должанской.

В столетний юбилей революционных событий, принесших неисчислимые страдания нашему народу, мы вспоминаем имена пострадавших за Церковь и веру Христову. Прославленные Русской Православной Церковью новомученики и исповедники Российские являются известной частью множества безвинно пострадавших и убиенных в период кровавого гонения на Церковь Христову. Наш долг вспомнить о тех, кто совершил свой подвиг в безвестности и погиб за веру Христову.

В 2018 г. исполняется вековой юбилей и со дня мученической кончины священника Троицкой церкви станицы Должанской Ейской епархии отца Иоанна Краснова.

 

Отец Иоанн, родился в селе Александрия Ставропольской губернии Новогригорьевского уезда 10 января 1874 года в семье псаломщика. Получив образование в Ставропольской духовной семинарии, он был направлен на диаконское служение к Георгиевской церкви станицы Варениковской Кубанской области, затем, по рукоположению в сан священника, 24 августа 1899 г., к Рождество-Богородицкой церкви станицы Ахтырской.  С 9 сентября 1904г. согласно прошению отец Иоанн был поставлен настоятелем Казанской церкви Ейской школы ремесленных учеников, а 20 мая 1910г. – перемещён священником к Новопокровской церкви г. Ейска Кубанской области. 24 июля 1914 г. согласно прошению резолюцией епископа Михаила священник Иоанн Краснов направлен к Троицкой церкви станицы Должанской.

Во всех местах служения отец Иоанн занимался просветительской деятельностью, состоя законоучителем в церковно-приходских школах, и в системе училищ Министерства народного просвещения. Основная педагогическая деятельность о. Иоанна пришлась на училища г. Ейска, где он был законоучителем Ейского Александровского 4-х классного училища и Ейской школы ремесленных учеников. В последствии преподавал в Ейском 8-м мужском училище МНП, 3-ем Ейском мужском училище МНП, 1-ом Ейском женском училище МНП. После его перевода настоятелем в Троицкий храм станицы Должанской он продолжил свою педагогическую деятельность уже в местных училищах, состоя законоучителем во 2-м мужском, женском и иногороднем училищах МНП.

Отец Иоанн состоял в браке с Марией Васильевной Веселовой, в их семье было четверо дочерей: Вера (1 августа 1897 г.), Александра (8 апреля 1899 г.), Елена (14 апреля 1900 г.) и Серафима (18 апреля 1901 г.). Все дочери обучались в Ейской женской гимназии на средства отца.

По воспоминаниям дочерей, о. Иоанн был дома строг, и его все слушались. Обладая большими знаниями и опытом педагогической работы, он привил своим дочерям любовь к чтению. В библиотеке отца Иоанна было много книг, которые дочери с интересом читали, особенно любили поэзию, что, несомненно, также характеризует отца Иоанна.

Обладая большим авторитетом священника и педагога отец Иоанн убеждал состоятельных горожан Ейска жертвовать на помощь больным и нужды церкви.

В сохранившихся клировых ведомостях содержатся отметки благочинного о «весьма хорошем» и «отличном» поведении отца Иоанна и его семьи, о том, что батюшка «читает и поет хорошо, по службе исправен и старателен, об искоренении сектантства заботится».

Сохранившиеся сведения позволяют воссоздать облик священника Иоанна Краснова. Он отличался скромностью и добротой, был неутомимым тружеником и бессеребренником. Несмотря на высокое положение в обществе одевался скромно, носил заплатанный подрясник. Как любой сельский священник ходил по домам, причащая больных, но денег не брал, а зачастую и сам помогал, видя, что человек беден и нуждается.

Во время эпидемии холеры 1908 и последующие годы отец Иоанн несмотря на опасность посещал больных, оказывая им духовную помощь, отпевал умерших, утешал оставшихся. Возможно именно за свой героический труд в этот период он получил Высочайше пожалованный нагрудный знак Красного креста.

Отец Иоанн отличался живым интересом к общественной жизни, читал церковную и общественную периодику. Несомненно, он знал об убийстве священномученика Владимира (Богоявленского) митрополита Киевского и Галицкого, других актах насилия над Церковью. Можно предположить, что он был знаком с реакцией Общероссийского Поместного собора (1917-1918) на это убийство, так же, как и с посланием Патриарха Тихона от 19 января 2018г., в котором анафематствовались разрушители и гонители Церкви и все призывались стоять за веру даже до страданий и смерти. Патриарх звал всех за собой, сам готовый первым пострадать за Христову Церковь.

Не занимаясь активной политической деятельностью, отец Иоанн выполнял свой пастырский долг во время тяжелых обстоятельств Гражданской войны, совершал службы, молился о Родной земле.

Жизнь в станице Должанской резко изменилась в феврале 1918 г. когда, революционным комитетом под предводительством Д.Я.Аксюты было свергнуто станичное атаманское правление. В марте значительная часть ревкомитета организовавшись в отряд, ушла в Ейск, а затем в Краснодар, вокруг которого шли бои с белогвардейскими частями генерала Корнилова. Власть в станице Должанской неоднократно переходила из рук в руки. В феврале 1918 г. стали создаваться Земельные комитеты, которые изымали земли у «эксплуататорских классов», в том числе земли церковные и зажиточных казаков. В ответ на это весной 1918 г. Кубань охватывает повстанческое движение. Недовольное властью ревкомов казачество собирает ополчение и подступает к захваченному большевиками Ейску, из которого шли распоряжения об изъятии земли. Подобный отряд образовался и в станице Должанской. Значительная часть казачества, негативно относившаяся к действиям большевиков, отстаивала традиционный уклад жизни, в котором главными были православная вера, труд, уважение друг к другу. Отправляясь в опасный поход, как было принято у казаков, они совершили молебную службу, которую возглавил священник Иоанн Краснов, выступивший перед станичниками с напутственной проповедью.

В этом молебне о. Иоанн испрашивал Божией милости к молящимся, отправляющимся в опасный путь, молился о сохранении их жизни, победе над врагом и супостатом. Слово супостат обозначает противника, врага и даже диавола, с которым необходимо бороться. В народной среде действия большевиков ассоциировались с действием диавольской силы, устремленной на разрушение всего и вся. Направляемые идеологами большевизма революционные отряды проявляли страшную жестокость по отношению к представителям разных сословий, в большинстве своем ни в чем не повинным, ко всем несогласным с их властью.

Должанский отряд не успел принять участия в битве за Ейск 1 мая (по ст.ст.) 1918 г., в котором казачьи отряды потерпели поражение.  В ответ на восстание большевики ответили карательными операциями, в них особыми жестокостями отличались матросы красной Азовской флотилии.

Один из таких отрядов карательной экспедиции прибыл на теплоходе к станице со стороны Таганрогского залива. Выстрел с корабля был сигналом к общему сбору, на котором был арестован станичный атаман Дорошенко, его помощник, члены атаманского правления, и чуть позже священник Троицкой церкви Иоанн Краснов. По рассказам внучки о. Иоанна после собрания все стали расходиться, и он шел со своей женой Марией Васильевной и дочерью Александрой, которую он держал под руку. Обсуждали, что все благополучно для них закончилось. Вдруг сзади раздался голос подбегавшего матроса: «Краснов! Краснов!». Его увели, приказав остальным остаться. Семья отца Иоанна, ещё не зная того, прощалась с ним навсегда.

Через некоторое время стали известны обстоятельства мученической кончины священника Иоанна Красного. Всех арестованных через два часа пути, предположительно в Таганрог, сбросили в еще холодное Азовское море.  Испытывая сатанинскую злобу к священнику, отца Иоанна, заживо сожгли в топке парохода. Убийство было зверски жестоким, моряки несколько раз бросали священника в топку головой. По-видимому, он, опаленный, выбирался из огня, но моряки безжалостно закидывали его обратно.

Отец Иоанн погиб мученической смертью в Пасхальные дни 1918 г. Пасха в том году приходилась на 5 мая (22 апреля по ст.ст.). Имеющиеся сведения позволяют определить примерную дату гибели священника Иоанна Краснова – это один из дней с 15 по 21 мая (по н.ст.) 1918 г. (Достоверно известно, что священник Алексий Мелиоранский из ст.Новощербиновской расстрелян в ходе упомянутых репрессий 20 мая (н.ст.) 1918г)

Обращает на себя внимание то, что отец Иоанн был арестован не за политическую деятельность, а за служение молебна. Никаких официальных обвинений ему не предъявлялось. Суда, на котором можно было бы выяснить обвинение и составить защиту, не было. Даже в случае осуждения в период военных действий полагается приговор военно-полевого суда, и высшая мера выражается в расстреле. В данном случае произошло беззаконное убийство священника, совершенное с особой жестокостью, за исполнение им своего священнического долга – совершение молебна. Такая смерть особенно выделяет отца Иоанна и связывает его с мучениками первых веков христианства. Например, со священномучеником Поликарпом Смирнским, отказавшимся отречься от Христа, за что был заживо сожжён на 86-м году жизни или с двадцатью тысячами мучеников никомидийских, пострадавших в 302 г. при императоре Максимиане за отказ принести языческие жертвы, за что были сожжены в храме.

Во все времена вражда против Церкви и христиан облачается в одежды политики. Так было на заре христианства, когда отказ принести жертву языческим богам рассматривался как государственное преступление и в новейшее время, когда в СССР верующие осуждались по политической 58 статье (контрреволюционная деятельность). Несомненно, отец Иоанн пострадал за свои христианские убеждения, за принадлежность к Церкви, за свое священство.

Сохранилось достаточно много свидетельств о жизни и смерти о. Иоанна. Множество документов дореволюционного служения о. Иоанна находятся в Государственном архиве Ставропольского края (ГАУ ГАСК). В основном это клировые ведомости тех храмов в которых он служил. О его кончине сообщают документы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России. Сейчас этот фонд находиться в Государственном архиве РФ (ГА РФ Ф.470. Оп.2. Д.25. Л.2, 8; Д.10. Л.232), а также в открытом доступе. Сохранились живые свидетельства родственницы (внучки) и жителей станицы Должанской, слышанные от старшего поколения, которые записаны в видеоформате и зафиксированы на бумаге. Эти документы хранятся в Троицком храме станицы Должанской. Наконец о смерти о. Иоанна Краснова имеются публикации в книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» и в современных исследованиях. О жестоких событиях на Кубани рассказывает автобиографическая книга протоиерея Давида Чубова, изданная в Брюсселе в 1936 г.

В 1981 г. состоялось прославление новомучеников Российских Русской Зарубежной Церковью Заграницей, среди которых прославлен в лике священномученика священник Иоанн Краснов. Примечательно, что имя о. Иоанна Краснова соседствует с первым священномучеником Русской Церкви о. Иоанном Кочуровым, убиенным 31 октября/13 ноября 1917 г. Отец Иоанн Краснов стал одним из первых священномучеников, погибших за Церковь в Донском крае. Всего за весну и лето 1918 года в Кубанской области большевиками было убито 43 священника.

Примечательно, что в воспоминаниях генерал-лейтенанта И.Л.Хижняка, возглавившего командование красноармейцев во время казачьего бунта в Ейске 1 мая 1918г., содержатся сведения о гибели о.Иоанна, противоречащие всем, собранным ранее. Отмечая, что «из попов – самое активное участие (в организации восстания – прим. автора) принимал Должанский поп Краснов», Хижняк сообщает, что после препровождения в Ейскую тюрьму, батюшка якобы был расстрелян в числе активных зачинщиков бунта.

Однако совершенно очевидно, что эти воспоминания, написанные в 1950-ые годы к открытию Партийного архива Краснодарского крайкома КПСС высокопоставленным офицером, и не могли содержать подробности зверских убийств священнослужителей и казаков. Вероятно, что в своих воспоминаниях Хижняк пытается срыть истинное положение дел во время казачьего восстания, а именно, скрыть беззаконное зверское убийство священника, о чем говорить в годы уже устоявшегося государственного строя и юридической системы было невозможно. Генерал пытается обелить себя и предать легитимность убийству священника. Очень ценно, что он упоминает все же Азовско-Черноморскую флотилию, подтверждая этим отправку в Ейск арестованных в Должанской. Значит арестованные были на корабле революционной Азовской флотилии, а тому, что они прибыли в Ейск, подтверждений нет. Кроме того, если о. Иоанн был препровожден в тюрьму, а затем расстрелян, то должны быть и документы, подтверждающие этот факт: постановление Ревкома, военного суда, начальника фронта о вынесении приговора, сведения о захоронениях. Однако в архивах таких документов не обнаружено. К тому же единственный источник информации о расстреле о.Иоанна – сам Хижняк. О гибели же в топке парохода о.Иоанна сообщают несколько независимых источников: родственники, жители станицы, материалы следственного дела Особой комиссии.

 

Кончина о. Иоанна приходиться на дни Пасхальных торжеств, когда Церковь прославляет Воскресшего Христа словами величания: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с собою вся воскресившаго», когда особую значимость приобретает осмысление подвига стояния в вере и познание истины жертвенной Любви.

Святые новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!

 

 

 

Использованные материалы:

  • Клировые ведомости Георгиевской церкви станицы Варениковской за 1898 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 56. Д. 292.).
  • Клировые ведомости Рождество-Богородицкой церкви станицы Ахтырской за 1903 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 61. Д. 474.).
  • Клировые ведомости Николаевской церкви города Ейска за 1910 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 68. Д. 622.).
  • Клировые ведомости Новопокровской церкви города Ейска за 1913 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 71. Д. 1161.).
  • Клировые ведомости Троицкой церкви станицы Должанской за 1915 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 73. Д.1254.).
  • Клировые ведомости Троицкой церкви станицы Должанской за 1916 год (ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 74. Д. 1048.).
  • Документ Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России № ГА РФ Ф.470. Оп.2. Д.25. Л.2.
  • Документ Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России № ГА РФ Ф.470. Оп.2. Д.25. Л.8.
  • Документ Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России № ГА РФ Ф.470. Оп.2. Д.10. Л.232.
  1. Воспоминания об о.Иоанне Краснове Козела Леонтия Николаевича.
  2. Воспоминания об о.Иоанне Краснове Ивановой Айшеты Васильевны.
  3. Воспоминания об о.Иоанне Краснове Недилько Галины Николаевны.
  4. Климентьев Г.В. С любовью о Ейске. История города в коротких рассказах.- Краснодар – Издательский дом «Краснодарские известия», 1998г. -187с.
  5. Воспоминания Раисы Яковлевны Костенко – племянницы последнего атамана станицы Должанской Ф.Дорошенко.
  6. Жизнеописание священника Иоанна Краснова, составленное Чуклиной Е.А.
  7. Партийный архив Краснодарского крайкома КПСС. Ф.2830. Оп.1. Д.1491.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях

0
Пресс-служба Ейской епархии
Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.