Педагоги Ейской епархии представили опыт преподавания ОПК по УМК А. В. Бородиной

Отделы епархии

Секция «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А. В. Бородиной» состоялась в конференц-зале Храма Христа Спасителя 28 января 2019 г. в рамках конференции «Православное образование. Аспекты православного опыта» направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.

Секция была организована Межрегиональным общественным фондом содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» совместно с Кубанской митрополией Русской Православной Церкви, Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края».

Работу секции возглавили, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России, член Президиума Центрального Совета Всероссийского общественного движения «Народный собор» Алла Валентиновна Бородина;  настоятель храма Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» г. Краснодара, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Владимир Бондаренко; ректор ГБОУ «Институт развития образования  Краснодарского края» Инна Алексеевна Никитина; заведующая кафедрой обществоведческих дисциплин и регионоведения ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края», преподаватель ОПК БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани Ирина Васильевна Ивко.

В работе секции приняли участие, по данным регистрации, более 220 человек из 22 митрополий и 45 епархий на территории России, а также из Украинской Православной Церкви и Белорусского экзархата.

В рамках основной темы были освещены темы:

— ОПК как единственная форма систематического содержательного взаимодействия Церкви со школой, молодёжью и обществом;

-возможности использования ОПК в рамках ФГОС;

-формы организации преподавания курса ОПК;

-преемственность образовательных программ разных уровней образования;

-содержание и методические основы духовно-нравственного воспитания дошкольного уровня образования;

-содержание и методические основы духовно-нравственного воспитания дошкольного уровня образования;

-опыт использования ОПК как средства духовно-нравственного и патриотического воспитания и повышения качества базового образования в школах разного типа;

-педагогическое творчество краснодарских педагогов по использованию систематического многолетнего курса ОПК;

-опыт наиболее эффективных методов и приёмов, используемых в школах и дошкольных организациях разного типа.

В рамках секции были раскрыты разные темы. О комплексном подходе к духовно-нравственному воспитанию дошкольников, младших школьников и подростков рассказала Марина Викторовна Ляшенко, начальник учебно-методического отдела МКУ ДПО «Центр развития образования» муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края.

Опыт работы казачьей школы по формированию духовно- нравственных ценностей представил директор МАОУ «СОШ № 11 Ленинградского района Краснодарского края» Сергей Григорьевич Эпп. Доклад учителя русского языка и литературы, ОПК «МБОУ СОШ № 6 ст. Ленинградской Краснодарского края» Татьяны Игоревны Трофименко был посвящен формированию проектного мышления учащихся начальной школы на уроках основ православной культуры средствами игровых технологий.

Несколько докладов были посвящены работе с дошкольниками. Об опыте использования детскими садами образовательной дополнительной программы дошкольного образования А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» сделала сообщение заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края» Людмила Вячеславовна Давыдова. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24 Тимашевского района Краснодарского края» Ирина Владимировна Рубцова посвятила свое выступление проектной деятельности на занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, на секции был представлен опыт организации по всему Краснодарскому краю преподавания курса «Основы православной культуры» по УМК А. В. Бородиной. Переходу на систематическое многолетнее образование по ОПК предшествовал длительный период отдельных педагогических инициатив и использования различных УМК разных авторов в школах и дошкольных организациях различного типа, в том числе православных и казачьих. Педагоги Кубани сделали свой выбор в пользу УМК А. В. Бородиной.

 

В течение нескольких лет на Кубани была создана слаженная система по использованию данного УМК на всех уровнях образования и в разных формах, дополняющих друг друга: модуль ОПК федерального комплексного курса ОРКСЭ, многолетнее систематическое непрерывное историко-культурологическое образование «детский сад – школа». Создаются творческие педагогические проекты по сочетанию с данным УМК программ и проектов Краснодарского краеведения и казаческого направления.

 

Система образования Краснодарского края представила бесценный опыт по организации систематического преподавания ОПК и высокой ответственности руководства за духовно-нравственное направление. Инна Алексеевна Никитина и Ирина Васильевна Ивко в своих докладах и презентациях, которые были высоко оценены участниками секции, представили достаточно полную картину эффективного и ответственного управления духовно-нравственным направлением и религиозно-культурологическим образованием по всему Краснодарскому краю.

 

Представленный опыт продемонстрировал большие образовательные, развивающие и воспитывающие возможности использования систематического многолетнего УМК А. В. Бородиной в педагогической практике школьного образования и дошкольных организаций. Интерес к содержанию, педагогическому и управленческому опыту, методическим разработкам, представленным на секции, был огромным.

 

Секция убедительно раскрыла возможности и ценность ОПК для систематического и постоянного взаимодействия Церкви с молодёжью через систему образования в целях сохранения и передачи традиционных нравственных и духовных ценностей и формирования ценностных установок, ответственности и высокой духовной  мотивации к социально значимой деятельности.

 

Работала выставка учебно-методических пособий для дошкольного и школьного уровней образования по программам А. В. Бородиной.

Ейская Епархия