Жизнеописание священника Алексия Тимофеевича Мелиоранского

Жизнеописание

священника Алексия Тимофеевича Мелиоранского

(1871-1918)1

Священник Алексий Тимофеевич Мелиоранскийродился 21 января 1871 года в семье псаломщика Тимофея Мелиоранского в селе Харина Тульской губернии.1

По окончании Тульской семинарии со степенью студента в 1893 году,2 он подал прошение в Ставропольскую и Кубанскую епархию и был определён Преосвященным Агафодором 18 декабря 1893 г. на должность диаконоучителя Покровской церкви с. Песчанокопского Ставропольской губернии.3Здесь 21 июня 1894 г. епископом АгафодоромАлексий Мелиоранский был возведён в сан диакона и был назначен учителем церковно-приходской школы, в которой преподавал до 1895 г.4

Молодой законоучитель исправно исполнял диаконское служение и 12 марта 1895 г., согласно поданному прошению, был направлен на штатное место священником к Воздвиженской церкви ст. Привольной Кубанской области5 и уже через два месяца, 21 мая 1895г., был рукоположен в сан священника преосвященным Агафодором.6

В ст. Привольной на иерея Алексия были возложены обязанности законоучителя и заведующего министерским училищем церковно-приходских школ станицы.7

В 1902 году Епархиальный училищный совет выразил отцу Алексию Мелиоранскому благодарность «за понесённые труды на педагогическом поприще».8

В 1904 году, учитывая личные качества, нравственно — принципиальную жизненную позицию отца Алексия, епархиальное начальство назначает его следователем по 4-му благочинническому округу.9А в 1906 годусвященник Алексий Мелиоранский избран депутатом от духовенства 4-го округа на общеепархиальные съезды.10 В этом же году Ейским отделением училищного Совета ему снова была вынесена благодарность «за труды по школьному образованию».11

Отец Алексий был женат, с супругой Александрой Николаевной (18 марта 1871 г.р.) он воспитывал троих детей: Виктора (28 февраля 1895 г.р.), Зою (15 января 1901 г.р.) и Александра (28 августа 1904 г.р.).12 Его старший сын Виктор учился в Московском университете, дочь Зоя –  в Ставропольской женской гимназии, а младший сын Александр –  в Ейской мужской гимназии. Дети получали образование на средства отца.13

Несмотря на большую семью, отец Алексий предпринимает попытку продолжить своё духовное образование. В 1907 году он выдержал конкурсные экзамены в Киевскую Духовную Академию и был принят в число студентов со стипендией Св.Синода.14Втом же году в связи с переездом к месту учёбыотец Алексий был уволен за штат. Но успешно окончив первый курс Академии и будучи переведён на второй курс, он был вынужден оставить учёбупо сложившимся домашним обстоятельствам.15

По возвращении в Кубанскую епархию отец Алексий подал прошение правящему Архиерею о назначении его в станицу Копанскую. Прошение было удовлетворено, и батюшку причислили к Покровской церкви станицы в сентябре 1908 года.16    Здесь   же он был назначен  заведующим и

законоучителем мужских и женских церковно-приходских школ, женского министерского училища станицы.17

12 февраля 1909 г. отец Алексий принял должность благочинного 4 — ого округа Ставропольской и Кубанской епархии.18 Будучи благочинным, он по прошению был направлен на штатное место священника Свято-Троицкой Церкви станицы Новощербиновской, где с 1 сентября 1909 г. понёс и учительские труды, преподавая Закон Божий в Алексеевском двухклассном министерском училище.19

В конце 1915 года отец Алексий Мелиоранский был перемещён священником в Николаевскую церковь той же станицы.20

Согласно клировым ведомостям отец Алексий взысканиям не подвергался, в походах и сражениях против неприятеля не был, не былв отпусках. Имущество его состояло из саманного дома, крытого железом, своей земли он не имел.21

Священник Алексий Мелиоранский имел церковные награды. В 1904 г. за исполнение пастырских обязанностей и «усердную и полезную пастырскую деятельность» он был награждён набедренником,22 в 1911 году скуфьёй,23а в1915 г. камилавкой.24 Отец Алексий Мелиоранский принимал активное участие в 1912 году в организации помощи голодающим, за что был удостоен грамоты и архипастырского благословения.25 В 1916 году за труды в годину Первой Мировой войны батюшка был удостоен благословения Священного Синода.26

Активная гражданская позиция и труды во благо Отечества священникаАлексия Мелиоранского были отмечены и государственными наградами.   Первой – была серебряная медаль на Анненской ленте, которой священник был удостоен 26 февраля 1896 года указом императора Николая II в память 51-й годовщины со дня рождения императора Александра III с целью награждения чинов, состоявших на действительной государственной службе во времена его царствования, в число которых входили и священнослужители.27

В июне 1909 года, когда отмечалось 25-летие вышедших по указу Александра III правил о церковно-приходских школах, отец Алексий как законоучитель с более чем десятилетним педагогическим стажем был награждён юбилейной серебряной медалью,28 а в 1913 году – бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых.29

Известно, что отец Алексий Мелиоранский с 1904 года в течение нескольких лет исполнял послушание духовного следователя по 4-му благочинническому округу. В связи с этим есть все основания предположить, что он принимал участие в расследованиях клеветнических наветов на священника Стефана Янкова из рядом расположенной станицы Старощербиновской, которые неизменно заканчивались оправданием оклеветанного батюшки.31В июне 1914 года именно отец Алексий совершает отпевание безвременно почившего отца Стефана Янкова,32 чьи нетленные мощи были явлены в советское время спустя более шестидесяти лет после погребения и вторично в 1994 году.33

21 июня 1917 года протоиерей Алексий Мелиоранский,к этому времени законоучитель с двадцатилетнимстажем,  подаёт  прошение   в комиссариат Народного просвещения Кубано-Черноморской Федеративной Республики оназначении его штатным законоучителем Высшего Начального училища станицы Новощербиновской.34 Сохранилось ходатайство директораНовощербиновского  училища на имя директора народных училищ: «<… > священник Мелиоранский, состоял несколько лет Председателем попечительства НовощербиновскагоАлексеевскагодвухкласснаго училища, ревностно относился к своим обязанностям, и благодаря его сочувствию и заботам училище обставлено прекрасно: масса классных пособий, отличный кабинет, здание в прошлом году отремонтировано заново. По моему поручению священник Мелиоранский сумел убедить станичный сбор отпускать ежегодно по 1800 рублей на расходы по введению иностранных языков в училище. Все это вместе дает мне право убедительнейше просить Вас утвердить священника Мелиоранского в должности законоучителя ввереннаго мне училища с 1 августа 1917 года, как труженика и радетеля народнаго просвещения».35Ходатайство директора было удовлетворено.36

Но шел переломный для России 1917 год. Трагические события Октябрьской революции и Гражданской войны не обошли стороной и батюшку Алексия.

О некоторых фактах последних дней жизни отца Алексия Мелиоранского и обстоятельствах его гибели известно из воспоминаний священника Давида Чубова, который вместе с ним был арестован и чудом избежал смерти от рук большевиков.37

Уже зимой 1917-1918 гг., как свидетельствует в своей автобиографии отецДавид, на Кубани, в частности, в станице Новощербиновской, куда вернулся батюшка после трёхлетней службы военным священником Кавказской Действующей армии, стало остро ощущаться тяжелое молчаливое противостояние иногородних, сочувствующих революции, но боявшихся открытой её поддержки, и казаков, которые продолжали жить прежней жизнью, несмотря на то, что под некоторые требования советской власти приходилось подстраиваться. Так в апреле казаки переименовали свою администрацию, «атаман стал называться комиссаром, писарь секретарем», так как «Ростовские и Ейские революционные комитеты перестали выпускать товары, если на удостоверениях, выданных местными властями, стояла подпись атаман»38.

Однако целенаправленные действия по укреплению советской власти и преобразованию привычного казакам образа жизни, «обложение то хлебом, то лошадьми»39 привело к нарастанию недовольства среди казачества. В результате к концу апреля был организован комитет для борьбы с большевиками, который начал активную деятельность, и уже на Фоминой неделе в Новощербиновской, а затем в Копанской, Ясенской и Камышеватской поднялись восстания. Недовольное властью ревкомов казачество стремительно собирало ополчение.40

Как вспоминает отец Давид, на Фомину неделю, 29 апреля 1918 года в станице Новощербиновской трое священников отслужили молебен на благословение выступающего против большевиков казачества, перед началом которого священник Алексий Мелиоранский сказал проповедь. После молебна отец Давид окропил выступающих на фронт святой водой.41

Совершение молебна, проповедь отца Алексия и обусловят в дальнейшем особую ненависть красноармейцев к священникам – духовным

вдохновителям верующих на борьбу против сил, которые «ведут Россию к погибели».42

Стихийный бунт казаков, их попытка свергнуть богоборческую власть в городе Ейске потерпели поражение, и почти сразу после подавления восстания в мятежных станицах начались массовые репрессии.

На четвертый день после развала фронта в Новощербиновскую прибыл отряд матросов и начались следственные действия.43

Потому как «знаемые, видные зачинщики скрылись»44, аресты стали производиться среди «неблагонадёжных», на которых в результате и будет возложена ответственность за организацию восстания и применена высшая карательная мера.45

Священники Алексий Мелиоранский и Давид Чубов в числе четырнадцати человек были арестованы, но вскоре решением суда местного ревкома признаны невиновными. Несмотря на такой, казалось бы, благоприятный исход десять оправданных после горячих споров были оставлены под арестом до прибытия карательного отряда.46

По свидетельствам очевидцев, красноармейский карательный отряд сразу по вступлении в станицу предпринимает средства для устрашения и подавления духа не только простых станичников, но и членов Новощербиновского ревкома. Всем жителям, от мала, до велика, под страхомрасстрела было приказано выйти на встречу карательного отряда за станицу. Над головами и без того перепуганных людей большевистская пехота далатри залпа, затем всех поставили на колени и приказали просить прощенья. Здесь же без суда и следствия был застрелен член местного ревкома есаул Михаил Черный, тело которого запретили убирать до ухода карательного отряда из станицы.47

С прибытием карательного отряда в правление арестованным стало ясно, что их окончательный оправдательный приговор невозможен. Шли вторые сутки ареста отца Алексия, когда группа красноармейцев вошла в каземат, потрясая оружием, с нецензурными ругательствами и угрозами.«В 7 час послышался шум в Правлении, – вспоминает в своей автобиографии отец Давид, –  и мы услышали: «Арестованные где?» и к каземату подошла группа красных. «Отпирай! (и при этом очень крутое нецензурное ругательство)», вошли в каземат. «А, орлы Кубани!». «Ты кто?» — ответ арестованного и реплика: «Будешь расстрелян!» Когда дошла очередь до меня, то, не спрашивая — кто я, большевик сказал: «А, ты поп?». «Нет», — отвечаю, «Священник». «А тебя сейчас пристрелю!» — и красный вояка вынул револьвер, приложил дуло к моему виску, а потом почему-то раздумал и сказал: «Не хочу мараться, завтра получишь свою порцию».<…>

Сколько издевательств, сколько оскорблений, сколько плевков в лицо досталось каждому из нас, и сказать нельзя, но как-то к этому все относились безучастно; мы считали себя почти мертвыми, смертниками, и эти оскорбления и издевательства как бы скользили мимо нашего сознания».48Шесть таких посещений в течение нескольких часов претерпели узники, пока наконец красноармейцы не угомонились.49

Около двенадцати часов ночи отца Алексия потребовали на допрос. О чем говорил батюшка с представителями безбожной власти в течение получаса дословно неизвестно. Но имеющиеся сведения позволяют утверждать, что священник Алексий Мелиоранский не заискивал и не лукавил перед лицом смерти, продолжая и на допросе говорить о разрушительной для России сущности революции, чем усилил накал ярости красноармейских карателей. Спустя несколько минут после того, как священник возвратился в камеру, шестеро вооруженных   большевиков   во   главе с красным сотенным командиром Замотойворвались в каземат. Вызвав отца Алексия,Замотатут же расстрелял батюшку из револьвера в упор.50

В метрической книге Николаевской церкви ст.Новощербиновской за 1918г. в разделе «Об упокоении» содержится запись о том, что священник Алексий Мелиоранский 7 мая 1918 г. убит большевиками в числе других жертв террора, а 8 мая 1918 г.  над ним было совершено погребение. Имеется приписка: «Записаны на основании отношения Новощербиновского Совета крестьянских и казачьих депутатов от 20 мая 1918 года за № 2052.»  Отпевали о. Алексия Мелиоранского священник Алексий Виноградов и диаконо-псаломщик Александр Булдаков.51

Сохранился документ: «Инспектору НовощербиновскогоВысшагоначальнаго училища. Сообщается для исполнения, что законоучитель училища священник Алексий Мелиоранский за смертью исключается из числа служащих училища с 7 мая сего года».52

В период временного занятия Кубани Белой Армией А.И.Деникина  (1918-1920 гг.)  была создана Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков, материалы которой позволяют любому здравомыслящему читателю представить реальную атмосферу революционного времени.

Из этих же материалов известны и ужасающие факты расправы над священнослужителями. В делах №5 и №10читаем: «… представителями той же большевистской власти, провозгласившей свободу совести,

совершены многочисленные и часто бесчеловечныепо своей жестокости насилия над целым рядом лиц духовного звания, начиная с ареста их на дому, при проходе по улицам, при случайном проезде через селения, захваченные большевиками, и даже в церквах при совершении богослужения <…>.

Аресты священнослужителей православных церквей производились почти везде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько дней красноармейские части. Аресты эти <…> в лучшем случае кончались заключением в тюрьму, а в худшем — смертью, причем и в том, и в другом случае священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательству. Обычно предъявлялись обвинения в «контрреволюционности», в приверженности «к кадетам» и «буржуям», в произнесении проповедей, осуждающих советскую власть, в служении напутственных молебнов проходившим частям Добровольческой армии, в погребении «кадетов» и т.п., и этого было достаточно для того, чтобы предать служителей Церкви смерти с жестокими мучениями»53.

В ходе работы Особой комиссии был составлен список священнослужителей, убитых большевиками в пределах Ставропольской губернии и Кубанской области в первой половине 1918 года. В разделе, содержащем данный список, содержится следующая информация: «Священник ст. Новощербиновской Алексей Малютинский (ошибка при переложении прописного текста в печатный – Мелиоранский), 50 лет, убит за осуждение красноармейцев в том, что они ведут Россию к погибели, и за служение молебна перед выступлением казаков прихожан».54 Священник Давид Чубов, который вместе с отцом Алексием служил этот молебен и вместе с ним был арестован, понёс тяготы и издевательства плена, чудом, благодаря часовому, избежал смерти, и в эмиграции понёс не менее тяжёлый крест бескровного мученичества и исповедничества.55

Как указывалось выше, именно из воспоминаний отца Давида известны подробности обстоятельств гибели священника Алексия Мелиоранского.

 

1Все даты в тексте приведены по старому стилю.

2   ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 68. Д. 589.

Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 74. Д. 1048.

10 ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 68. Д. 589.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17Там же.

18Там же.

19 ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 74. Д. 1048.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27Там же.

28 Там же.

29 ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 68. Д. 589.

30ГАУ «ГАСК». Ф. 135. Оп. 74. Д. 1048.

31 Там же.

32Архивный отдел администрации МО Щербиновский район. Ф. 122. Оп. 1.Д. 166. Метрическая книга Покровской церкви станицы Старощербиновской за 1914г., раздел «Об упокоении», актовая запись №69 о погребении священника Покровской церкви Стефана Ильича Янкова в ограде Покровсой церкви.

33Жизнеописание священника Стефана Янкова. [Электронный ресурс]: Сайт Ейской епархии РПЦ. – Режим доступа:

http://eisk-eparh.ru/category/komissiya-po-kanonizatsii-svyaty-h-na-kubani/

34 ГКУ КК «Госархив Краснодарского края». Ф. 470. Оп. 2. Д. 4847.

35 Там же.

36  Там же.

37 Чубов Д.А. Автобиография священника Давида Антоновича Чубова (избранные материалы) / О прошлом и настоящем станицы Новощербиновской: краеведческое издание/ Сост. Алексеенко Г.В.. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 66 – 118.

38Там же, С. 78.

39 Там же.

40 Там же.

41 Там же, С.79.

42Материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на юге России. 1919г. №4. Дела №5 и №10. Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. [Электронный ресурс]: – Режим доступа:

http://www.dk1868.ru/history/kras_terror.htm

43Чубов Д.А. Автобиография священника Давида Антоновича Чубова (избранные материалы) / О прошлом и настоящем станицы Новощербиновской: краеведческое издание/ Сост. Алексеенко Г.В.. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 81.

44 Там же.

45 Там же, С.90.

46 Там же, С.83.

47 Там же, С.92.

48 Там же, С.84.

49 Там же.

50 Там же, С.87.

51Архивный отдел администрации МО Щербиновский район. Ф. 122. Оп. 1. Д. 117. Метрическая книга Николаевской церкви станицы Новощербиновской за 1918 год, раздел «об упокоении», актовая запись №100.

52  ГКУ КК «Госархив Краснодарского края». Ф. 470. Оп. 2. Д. 4847.

53 Материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на юге России. 1919г. №4. Дела №5 и №10. Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. [Электронный ресурс]: – Режим доступа:

http://www.dk1868.ru/history/kras_terror.htm

54 Там же.

55 Чубов Д.А. Автобиография священника Давида Антоновича Чубова (избранные материалы) / О прошлом и настоящем станицы Новощербиновской: краеведческое издание/ Сост. Алексеенко Г.В.. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 81.

 

 

Ейская Епархия