Продолжая поднятую газетой тему забытой нами Первой мировой войны 1914-1918 годов, хочу осветить ту сторону боевых действий, в которой участвовали морские военные силы стран-противников. Ведь еще готовясь к войне, страны-участницы будущих боевых действий форсировали строительство своих военных флотов.
Наибольшее соперничество развернулось между Англией, имевшей самый большой военный флот, и Германией, располагавшей самым высоким уровнем производства и строившей суда быстрее, чем ее противники. Боевая встреча двух этих флотов ожидалась с тревогой во всем мире с первого дня войны. Их столкновение могло сразу иметь серьезные последствия для сторон.
После русско-японской войны боевые качества кораблей улучшились вследствие роста уровня производства и техники, внедрения на корабли турбинных двигателей и электромеханизмов. В этот период корабли делили на линейные (дредноуты), линейные крейсеры, легкие крейсеры, миноносцы и подводные лодки.
При мобилизации три английских флота объединились в один «Большой» флот, который в июле 1914 года насчитывал 8 эскадр линейных кораблей и 11 крейсерских эскадр. Вместе с мелкими судами флот насчитывал 460 вымпелов. Он был собран в две группы: на севере Шотландии и в Ла-Манше у Портланда. Английские крейсеры несли службу охраны морских путей в Атлантическом океане , у берегов Австралии, значительные крейсерские силы находились в западном районе Тихого океана. У острова Мальта находилась английская крейсерская эскадра.
28 июля, после австрийского ультиматума, часть флота получила приказ идти из Портланда в пролив Скана-Флоу, к северным берегам Шотландии. Но пошли корабли на север не обычным путем, западнее острова, а вдоль восточного берега Англии.
Германский флот в это время вышел в крейсерство в норвежские воды, откуда 27-28 июля был возвращен к берегам Германии. Оба флота прошли в Северное море в противоположных направлениях.
В Средиземном море, по англо-французскому соглашению, морское господство Антанты обеспечивала Франция. Ее лучшие корабли были сосредоточены у Тулона. В обязанности французского флота входило обеспечение связи с северной Африкой. В Тихом океане у берегов Индокитая находились 3 легких французских крейсера.
Русский флот был разделен на три части. Балтийский флот уступал в силах противнику и был вынужден принять оборонительный образ действий, стараясь на рубеже Ревель – Поркаллауд задержать наступление неприятельского флота и десанта вглубь Финского залива.
Черноморский флот оставался на севастопольском рейде и бездействовал, не сумев даже как следует заложить минные заграждения у входа в Босфор. 11 августа 1914 года Турция пропустила через проливы в Константинополь германские крейсеры «Гебен» и «Бреслау», позже причинивших достаточно неприятностей не только русскому флоту, но и русскому побережью. Два легких крейсера Дальневосточной эскадры («Аскольд» и «Жемчуг») курсировали у юго-восточных берегов Азии.
Германский флот открытого моря состоял из 3-х эскадр линейных кораблей, крейсерской эскадры и флотилии истребителей. После крейсерства у берегов Норвегии этот флот вернулся к своим берегам, причем по одной линейной и крейсерской эскадре стали у Вильгельмсгафена на рейде, под прикрытием батарей острова Гельголанда. Две другие линейные эскадры и флотилия истребителей – у Киля в Балтийском море. В Тихом океане германские суда находились частью у своей базы – Циндао. А легкая эскадра адмирала Шпрее – у Каролинских островов. Австро-венгерский флот был сосредоточен на рейдах Пола и Катарро в Адриатическом море и укрывался за береговыми батареями от крейсеров и минных судов Антанты.
Начало ХХ века характеризуется быстрым развитием подводного флота. К началу войны его тактико-технические характеристики были значительно улучшены. Появление на подводных лодках новых двигателей (дизельных) для подводного хода намного повысило радиус их действий. Передовая военная мысль предвидела большие маневренные возможности подводных лодок в море. Наиболее рьяным сторонником развития подводного флота был английский адмирал Перси Скотт, который предвидел большое будущее для этого вида вооружений. И действительно, подводные лодки сумели проявить себя в ходе войны.
Морская авиация к началу Первой мировой войны находилась в процессе становления и была еще очень слабо развита. Основным средством связи флота становилась радиосвязь.
Исходя из данных фактов, можно сделать вывод, что силы только одной Англии превосходили силу флота противников Антанты – флота Центральных держав. Большинство морских сил было сосредоточено в европейских морях. Для английского и французского флотов имелась полная возможность действовать совместно. Их боевые действия в основном заключались в блокаде флотами Антанты Германии и пресечении попыток Германии нарушить британское и французское судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров.
Русский флот, в основном начинавший боевые действия в самых невыгодных для себя условиях, сумел выполнить все поставленные пере ним задачи – не допустить немцев в Финский залив, переломить в свою пользу положение в Черном море. В результате активных наступательных действии Черноморский флот за 1914—1917 годы потопил 102 неприятельских парохода, 110 моторных и около 5000 парусных судов. Успешно отбивали русские моряки и нападения немцев на севере, где враг стремился нарушить связи России с ее союзниками. Все это стало осуществимым благодаря высокому духу патриотизма, бесстрашию российских моряков, их истинной вере, отсутствию боязни смерти в бою.
Но…Октябрьский переворот свел на нет успехи моряков. Замена истинной духовности громкими лозунгами деморализовала личный состав кораблей. Далее последовала добровольная демобилизация, скатывание к анархии. Новой России пришлось создавать свой флот заново.
Валентин МАЛЕНКО, ст. мичман Северного флота.