В месяцеслов Русской церкви включены имена древних западных святых

Синод Русской православной церкви включил в церковный месяцеслов крестителя Ирландии святого Патрикия, а также еще более десятка святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы и канонизированных до 1054 года, когда произошла Великая схизма — разделение Церкви на западную и восточную, сообщает Патриархия.ru.

Созданная в 2014 году Комиссия по составлению месяцеслова Русской православной церкви провела работу над формированием списка древних западных святых на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных православных церквах.

В месяцеслов были включены: священномученик Пофин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие (2 / 15 июня; 177г.), мученица Бландина и мученик Понтик Лионские (2 / 15 июня; 177г.), мученик Епиподий Лионский (22 апреля / 5 мая; ок. 177 г.), мученик Александр Лионский (24 апреля / 7 мая; ок. 177 г.), священномученик Сатурнин, первый епископ Тулузский (29 ноября / 12 декабря; III), мученик Виктор Марсельский (21 июля / 3 августа; ок. 290г.), мученик Албан Британский (22 июня / 5 июля; III — нач. IV вв.), святитель Гонорат, епископ Арльский (16 января / 29 января; 429г.), cвятитель Герман, епископ Осерский (31 июля / 13 августа; 448г.), преподобный Викентий Леринский (24 мая / 6 июня; до 450г.), святитель Патрикий, просветитель Ирландии (17 / 30 марта; после 460г.), святитель Луп, епископ Труа (29 июля / 11 августа; 479г.), преподобная Женевьева Парижская (3 / 16 января; 512г.), святитель Герман, епископ Парижский (28 мая / 10 июня; 576г.), преподобный Прокопий, игумен Сазавский (16 / 29 сентября; 1053г.).

Как отмечается на сайте Патриархия.ru, при рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской православной церкви и Поместных православных церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому синоду Русской зарубежной церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Святой Патрик

Святой Патрик — один из наиболее известных и почитаемых католических святых, покровитель Ирландии, Исландии и Нигерии, куда христианство принесли ирландские миссионеры. В честь этого святого освящены более двух тысяч храмов по всему миру, главный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году. Настоятелем этого собора в XVIII веке был известный писатель Джонатан Свифт. День святого Патрика отмечается как государственный праздник в Ирландии и США, в разных странах мира стали традиционными парады в честь ирландского святого.
Святой Патрик, просветитель Ирладии

Мэвин Суккат — будущий святой Патрик — родился в конце IV века в Британии в семье римских граждан. В 16-летнем возрасте его продали в рабство ирландским пиратам, но он спасся из плена, провел некоторое время в монастырях Галлии (современная Франция) и вернулся на родину. Позже он завершил свое образование в Галлии, был рукоположен в диакона под именем Патрик, а позже возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е годы V века будущий святой начал свою миссию.

Святой умер 17 марта 463 года (по другим сведениям — 461 года) и был канонизирован до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому почитается и в православных церквах. В Русской — 30 марта.

В 2002 году группа христиан (католиков, православных и протестантов) из России совершила паломничество в Ирландию и три дня молилась на одном из островов озера Лох-Дерг, на котором в средние века был создан санктуарий под названием «Чистилище святого Патрика». С тех пор паломничества небольших христианских групп из России в Ирландию совершаются регулярно.

Пофин Лионский

Священномученик Пофин был учеником Поликарпа Смирнского. Прибыл в Лугдунум (Лион) из Малой Азии около 140 года и стал первым епископом в Галлии. Известен прежде всего своей мученической смертью вместе со многими другими лионскими христианами, имена 43-х из которых сохранились.

Священномученик Пофин Лионский

В 177 году, в правление римского императора Марка Аврелия возобновились гонения на христиан. В Галлии — в Лугдунуме и в соседнем Вьене — арестованы многие сотни христиан. Среди них — 90-летний епископ лионский Пофин, которого отвели в тюрьму, где он и скончался через два дня. Других поместили в середине амфитеатра на холме Фурвьер, перед тысячами зрителей, собравшихся посмотреть на кровавый спектакль. Римским гражданам мечом перерезали горло, все прочие были отданы на растерзание диким зверям. Тела казненных были выставлены на несколько дней, после чего сожжены, а пепел развеян над Роной.

Мученичество святой Бландины


Святая Бландина

Бландина была рабыней и принадлежала госпоже, жившей в Лионе, которая, будучи христианкой, приобщила ее к своей вере. В августе 177 года в Лионе начались жестокие гонения на христиан, в результате которых большинство прихожан местной общины были жестоко убиты. Этой участи не избежала и Бландина — она прошла через бичевание, травлю дикими зверями, обнаженной ее сажали на раскаленный металл. Но она все же не отказалась от своей веры, говоря своим палачам: «Я христианка, мы ничего плохого не делаем!» В конце ее положили в ивовую сетку и бросили к быку, который долго кидал и швырял ее, а потом Бландину зарезали. По смерти, вероятно, что ее останки, вместе с телами прочих мучеников Лионских, были выставлены язычниками на шестидневное поругание, а затем сожжены и развеяны над Роной, чтобы воспрепятствовать, по мнению мучителей, воскресению тела.

Мученичество святого Сатурнина Тулузского


Сатурнин Тулузский

Сатурнин пришел в Тулузу с Востока и основал здесь первую епархию. Он вызвал гнев язычников тем, что отказался приносить жертву Юпитеру Капитолийскому. Сатурнин был осужден и подвергнут казни через разрывание двумя быками. Эта казнь была описана в XIII веке в книге Иакова Ворагинского «Золотая легенда». Останки Сатурнина, погребенные христианками, были обнаружены в VI веке и помещены в базилике святого Сатурнина в Тулузе.

Почитание святого Сатурнина было широко распространено в средневековых Франции и Испании. Ему посвящены базилика Святого Сатурнина (Сан-Сернен) в Тулузе и церковь святого Сатурнина в Памплоне.

Виктор Марсельский

Был римским офицером, служившим в Марселе. После того как публично отказался принимать участие в языческих жертвоприношениях, был схвачен и доставлен к императору Максимиану, который бросил строптивого воина в тюрьму (где Виктор обратил в христианство трех других римлян — Лонгина, Александра и Фелициана) и пытал. Виктору предложили возложить благовония к идолу Юпитера, но Виктор брезгливо пнул его ногой, после чего его казнили, положив между мельничных жерновов.
Святой Виктор Марсельский

Святой Альбан Британский

Упоминание о мученичестве Альбана является одним из первых исторических свидетельств о христианстве в Британии. Согласно сообщениям историков Гильды (VI век) и Беды Достопочтенного, Альбан погиб во время гонений на христиан в 302-305 годах при императоре Диоклетиане. По другим данным, его кончина относится ко времени императора Септимия Севера (ок. 200 года) или императора Деция (249-251 годы). Албан был римским воином. Обратившись в христианство под влиянием священника Амфибала, которого он укрывал во время преследований, Альбан был осужден на смерть и обезглавлен в городе Веруламиуме, ныне — город Сент-Олбанс, названный в честь святого.

Мученичество святого Альбана Британского

В житии говорится, что Альбан так проникся верой скрывавшегося у него Амфибала, что крестился. Когда власти узнали, что в его доме прячется беглец и прислали за ним воинов, то Альбан переоделся в одежду священника, что позволило последнему скрыться незамеченным. Когда Альбан предстал перед местным судьей, то ему было велено принести жертвоприношение богам. Но он отказался, произнеся слова, которые часто цитируются во время соборных молитв: «Я поклоняюсь Живому и Истинному Богу, Творцу всего». Этим его судьба была решена, и его повели на казнь, которая совершилась на вершине холма Веруламии.

Гонорат Арелатский

Родился в бельгийской Галлии в семье консула, вместе со старшим братом Венанцием предпринял паломничество в Грецию (по дороге, в Коринфе, Венанций скончался).

Вернувшись из паломничества в 410 году Гонорат поселился в пещере в горном массиве Эстерель (Прованс), а затем переправился на один из Леринских островов, где основал монастырь (Леринское аббатство), ставший впоследствии крупным духовным центром юга Франции. Гонорат был рукоположен в священники, а в 427 году в епископы города Арля. Скончался святой в 429 году.

Он был похоронен в Арле в часовне святого Генеста. В 1391 году мощи святого были перенесены в основанное им Леринское аббатство, где хранились до 1788 года, а затем были перенесены в кафедральный собор Граса, где хранятся по настоящее время. В конце XX века частица мощей из Граса была доставлена в аббатство и хранится в позолоченном ковчеге под престолом северного придела монастырской базилики.

Святой Герман Осерский

Герман Осерский

Один из самых почитаемых во Франции святых, Герман происходил из богатой галло-римской семьи, получил образование в Осере, изучал право в Риме. Принял христианство уже в зрелом возрасте, был рукоположен в священники, а в 418 году стал епископом Oсерским после смерти святого Аматора.

Герман способствовал созданию большого количества общежительных монастырей — за сто лет до рождения Бенедикта Нурсийского и массового распространения монашества бенедиктинского типа по Европе, Герман Осерский и Мартин Турский стали родоначальниками монашества галльского типа. В 429 и 445 годах посещал Британию, где способствовал созданию монастырей и борьбе с ересями, в первую очередь с пелагианством.

В 432 году он рукоположил в епископы Патрика, ставшего просветителем Ирландии. Ученицей святого Германа была святая Камилла, которая отправилась с ним в Осер, где стала затворницей.

Умер св. Герман в 31 июля 448 года в Равенне. Останки св. Германа покоятся в крипте аббатства Сен-Жермен в Осере.

Святой Викентий Леринский

Викентий Леринский

Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа. После службы в армии поступил в Леринский монастырь святого Гонората, где принял монашеский постриг. В 434 году под псевдонимом Перегрин написал свое самое известное сочинение «Памятные записки» (лат. Commonitorium).

Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III, то есть в 450 году или ранее. Викентий был высоко оценен своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.

Святой Луп, епископ Труаский

Святитель Луп родился в городе Туль около 383 года. Он происходил из знатной галло-римской семьи и получил хорошее классическое образование. Луп женился на Пимениоле, сестре святого Илария Арльского и родственнице святого Гонората. После шести лет супружеской жизни они решили посвятить себя Богу. Пимениола постриглась в монахини, а Луп поступил в Леринский монастырь, привлеченный славой святого Гонората.

Спустя год его избрали епископом Труа. Сохраняя верность иноческим обетам, он продолжал подвижническую жизнь, совмещая ее с пастырскими обязанностями: спал на жесткой подстилке, носил власяницу, ел и спал лишь через день и неизменно проявлял милосердие к бедным и узникам.

В 429 году, по просьбе папы Келестина и прибывших на Собор галльских епископов, он сопровождал святого Германа Осерского в Британию для борьбы с еретиками-пелагианами, утверждавшими, что они не нуждаются в Божественной благодати.

Приведя там множество людей к вере чудесами и вдохновенными речами, святой Луп, вернувшись в Труа, возобновил служение. Во время нашествия гуннов (451), когда город, не имея ни оборонительных укреплений, ни гарнизона, не мог противостоять нападавшим, епископ призывал жителей молиться с сокрушенным сердцем и сам удвоил аскетические подвиги. Потом, облачившись в епископские одежды, он в сопровождении клира вышел к вождю гуннов Аттиле. Епископ сумел внушить варвару такое уважение своим величественным видом, что захватчик остановил воинов, бросившихся на беззащитных священнослужителей. Святой Луп сказал ему: «Если ты тот, за кого себя выдаешь, — бич Божий, то наказывай нас настолько, насколько позволит ведущая тебя рука». Эти слова дошли до сердца варвара, и он не тронул город.
Святой Луп, епископ Труаский

Потерпев поражение и проходя через Труа на обратном пути, он взял епископа в заложники и вел с собой до Рейна, но там не замедлил отпустить и попросил молиться о нем. Когда святой Луп вернулся, некоторые стали подозревать, что он стал осведомителем гуннов. Тогда епископ удалился на два года на гору Ласуа, в 60 километрах от Труа, а оттуда в Макон. Там он совершал поразительные исцеления, которые настолько прославили его, что король алеманнов по его просьбе освободил всех узников, которых держал в темнице. Вернувшись в Труа, Луп принялся восполнять материальный и духовный ущерб, нанесенный варварским нашествием городу и окрестным селениям.

Святой Луп скончался в 479 году, пробыв на епископской кафедре 52 года.

Женевьева Парижская

Святая Женевьева ПарижскаяПроисходила из древнего галло-германского рода. В 429 году святой Герман Осерский был проездом в их доме и предсказал маленькой Женевьеве великое будущее. С 15-летнего возраста будущая святая вела аскетическую жизнь в родительском доме, а после смерти родителей жила в Париже, который тогда не выходил за пределы острова Сите. В 451 году, когда Парижу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен. Потерявшие надежду горожане хотели убить святую, но Аттила в самом деле отвел свои орды от города в сторону Каталаунских полей, где и был разбит. После этого слава святой возросла. Она завоевала уважение города также щедростью, безупречной нравственностью и пламенной верой.

Во время пятилетней осады Парижа Хлодвигом Женевьева привела по реке в город суда со съестными припасами и раздала их народу. В 460 году Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия церкви, при которой король Дагоберт I основал позже аббатство Сен-Дени.

Святая Женевьева прожила необычайно длинную по тем временам жизнь. В возрасте за 60 лет она совершила паломничество к могиле святителя Мартина Турского.

Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться святой покровительницей Парижа, ее мощи были объектом почитания. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийных бедствий раку с мощами носили по парижским улицам, а в храмах молились святой. Во время французской революции мощи святой в рамках «борьбы с предрассудками» были сожжены на Гревской площади — традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.


Герман Парижский

Святой Герман ПарижскийРодился около 496 года в богатой галло-римской семье в бургундском городе Отен, по окончании обучения стал диаконом, а около 530 года был рукоположен во священники. В 540 году он стал аббатом бургундского монастыря св. Симфориана. В 555 году по пожеланию франкского короля Хильдеберта I Герман был посвящен в сан епископа и назначен на должность Парижского епископа.

На посту епископа Парижского Герман вскоре снискал всеобщее уважение. Он усердно боролся за чистоту нравов клира, обличал пороки знати, боролся с пережитками язычества, многократно и успешно выступал миротворцем в междоусобных войнах, которые вели между собой представители династии Меровингов.

Герман участвовал в работе нескольких поместных церковных соборов, в том числе III Парижского (557), II Турского (566), IV Парижского (573).

Св. Герман основал на окраине Парижа монастырь в честь святого Викентия Сарагосского «в полях» (фр. des prés), в котором он и был похоронен. Впоследствии монастырь превратился в одно из самых знаменитых аббатств Парижа и всей Франции, а в VIII веке был переименован в честь св. Германа в аббатство Сен-Жермен-де-Пре. По имени аббатства получил название парижский бульвар Сен-Жермен и район вокруг на левом берегу Сены.

Святой Герман стал почитаться святым почти сразу после смерти, в 615 году в его честь уже был назван один из монастырей. Официально канонизирован в 754 году.


Прокопий Сазавский

Чешский пустынник Прокопий Сазавский родился около 970 года в земанской крепости в селении Хотоунь, его родителей звали Вит и Божена. Получил хорошее образование в славянской школе в Вышеграде (по некоторым данным — в Велеграде) и был рукоположен в священники. Был женат, от брака родился сын Эммерам (Йимрам).

Позднее избрал монашескую жизнь и поселился в Бржевновском монастыре.

Святой Прокопий Сазавский

После уничтожения рода Славниковичей правящей династией Пржемысловичей поселился в пещере в Далеях у Йинониц недалеко от Праги. Согласно приписке в глаголической части рукописи, он создал кириллическую часть евангелия, причем обе части вошли позже в состав т.н. реймсского евангелия.

Затем св. Прокопий поселился в лесах в долине реки Сазава, где вел аскетическую жизнь и трудился — вырубал лес и возделывал землю. Согласно легенде, однажды местные жители увидели св. Прокопа, пашущего поле на запряженном в плуг черте, которого он погонял крестом.

Постепенно рядом с Прокопием поселились его ученики, жаждущие иноческой жизни, и под покровительством князя Ольдржиха возник монастырь, первым игуменом которого и стал св. Прокопий. Монастырю покровительствовал и сын Ольдржиха, Бржетислав I. В качестве устава монастыря был выбран устав св. Василия Великого с некоторыми чертами устава св. Бенедикта. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке.

В 1204 году святой Прокопий стал первым чешским святым, официально канонизированным римским папой — Иннокентием III. Прокопий — один из святых покровителей Чехии, в 1588 году его мощи были перенесены в часовню Всех Святых в Праге.

Поделиться в социальных сетях

0
Пресс-служба Ейской епархии
Яндекс.Метрика