В день памяти новомучеников Кубанских состоится Божественная литургия

АНОНСЫ

29 сентября Святая Церковь вспоминает новомучеников Кубанских, пострадавших за Христа в годы гонений на Церковь.

В ознаменование 100-летия начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь,  в этот день в храме апостолов Петра и Павла станицы Брюховецкой (ул. Кубанская 87) состоится торжественное богослужение, посвященное памяти новомучеников Кубанских. 

Начало богослужения в 8:30! 


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые святые Кубани

Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских — всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову.

Незадолго до этой даты в Москве произошло событие, которое навсегда войдет в историю Кубани. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века пятерых священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года: Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Михаила Лекторского, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева. Они стали первыми жителями Кубани, канонизированными в лике святых.

Церковь стоит на крови мучеников

Кто хотя бы раз в жизни заглядывал в православные святцы, где по дням расписаны имена святых, канонизированных за всю двухтысячелетнюю историю Церкви Христовой, тот удивлялся обилию записанных здесь имен. Сотни и сотни — от самых простых до весьма замысловатых и непонятных.

Рядом с каждым именем в скобочках указан год или век. Как правило, это дата мученической смерти святого. Большинство христиан, записанных в святцы, погибли за исповедование своей веры во Христа от рук язычников, мусульман, католиков, других иноверцев или предателей. Церковь свято чтит их память. Каждый день нашего календаря посвящен памяти того или иного мученика. В честь их дают христиане имена своим новорожденным детям.

Больше всего мучеников дали первые века христианства. Тогда по приказам римских императоров-язычников подвергались страшным пыткам и казням за отказ отречься от своих убеждений тысячи христиан. Но стойкость мучеников приводила к тому, что на смену казненным приходили новые люди, количество христиан росло в геометрической прогрессии. Недаром появилось высказывание: «Церковь стоит на крови мучеников».

Красное колесо

Но самым большим гонениям за всю свою историю Церковь Христова подверглась в ХХ веке. Никогда еще не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к Православию и Церкви Христовой. Из миллионов убитых многие миллионы и сотни тысяч умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце. Часто только из-за веры люди считались неблагонадежным элементом для неверующей власти и подвергались гонениям. Размах большевистского террора и репрессий затмил злодеяния римских язычников.

Гонения на Церковь начались сразу после большевистского переворота. В январе 1918 г. Святейший Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.»

В годы гражданской войны было убито около 20 млн. православных людей, многие из которых пострадали непосредственно за веру Христову. Множество храмов и монастырей разорено и закрыто.

Новый этап гонений начался в 1921г. в связи с компанией изъятия церковных ценностей. Началась череда официальных процессов с обвинительными смертными приговорами. И далее гонения на Церковь не ослабевали ни на день. Особенного размаха они достигли в 1937г., когда были расстреляны десятки тысяч православных по ложному обвинению в антисоветской деятельности.

Число христиан, погибших в эти годы, огромно. Очень трудно указать даже приблизительно их число. Церковные историки и исследователи оценивают число новомучеников и исповедников Российских в миллион человек.

Разумеется, далеко не все их имена будут явлены в Церкви. Гонения, особенно в первые годы после революции, совершались повсеместно, с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, причем, зачастую никем не фиксировались. Лишь скудные сведения доходили до православных в эмиграции и могли быть опубликованы. Поэтому имена многих тысяч мучеников и исповедников, видимо, так никогда в этой земной жизни и не будут прославлены. Но у Бога все мученики святы. Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта

на земле и которые не прославлены Церковью. К ним можно обращаться в частной молитве. В этой молитве живых за усопших, предполагающей ответную молитву усопших за живых, выражается единение Церкви Небесной и земной.

Новомученики кубанские

Православная Церковь на Кубани пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей и монахов, названия разрушенных храмов и монастырей. Некоторые из них, к нашему позору, до сих пор зияют черными глазницами разбитых окон и взорванных куполов.

Во время «перестройки» для многих кубанцев настоящим откровением стала книга священника Михаила Польского Зарубежной Русской Православной Церкви «Новые мученики российские». В ней содержалось немало данных о гонениях на епископов и священников, живших на Кубани. Записаны они были со слов эмигрантов.

Тогда же некоторые историки и общественные организации начали сбор сведений и материалов о кубанских новомучениках. На Всесвятском кладбище Краснодара были обозначены могилы некоторых из них. С того времени до момента прославления первых кубанских новомучеников прошло больше десяти лет.

В России поминовение новомучеников Российских началось с 1991 года, а в 2000 году на Архиерейском Соборе к лику святых было причислено сразу 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Сразу было сказано, что это не окончательный список. Во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы комиссии, которым было поручено вести сбор данных о новомучениках своих областей и готовить документы на их канонизацию. Такая комиссия была создана и при Екатеринодарской епархии. В настоящее время ее возглавляет священник Сергий Токарь — настоятель Свято-Троицкого собора г.Армавира и ректор Армавирского Православно-социального института.

Как сказал нам протоиерей Сергий Токарь, в епархиальную комиссию по канонизации новомучеников входит 5 священнослужителей и одно гражданское лицо — житель Москвы Д.В.Букин, внук священника Георгия Букина, который был расстрелян в Армавире после диспута с Луначарским.

По материалам Ставропольского архива, где хранятся личные дела дореволюционных священнослужителей, был восстановлен список духовенства Кубанской области на 1915 год. В нем числилось 765 человек, не считая заштатных священников и монашествующих.

Чтобы не запутаться в огромном объеме предстоящей работы, было решено вести сбор и обработку документов, начиная с 20-х годов.

— Мы обратились в архив ФСБ, — рассказал нам священник Сергий Токарь, — где находились все документы дознания репрессированных. Но не было известно, кто из священнослужителей был репрессирован, а кто нет. Мы делали запросы по составленному списку. На некоторых священнослужителей мы получили необходимые документы. Это протоколы допросов, свидетельские показания, приговоры. Написаны они бегло, с ошибками, видно, что следователи были необразованными. Эти архивы очень тяжело читать.

Полностью документы нам не дают, потому еще живы люди, которые исполняли приговоры, вели эти следственные дела. Не можем мы получить и фотографии расстрелянных священников. Нам говорят, что их нет.

Всего на рассмотрение синодальной комиссии по канонизации были подготовлены материалы на 7 священнослужителей. Пятеро из них на заседании Священного Синода были включены в собор новомучеников и исповедников Российских. Два кандидата не прошли из-за того, что в их личных делах не были обнаружены документы, подтверждающие исполнение смертного приговора. Хотя приговор о высшей мере наказания через расстрел им был вынесен. И синодальная комиссия посчитала, что представлена не полная информация для канонизации.

— Какие священнослужители были канонизированы в лике святых? Что это были за люди?

— Это священники Михаил Лекторский, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Андрей Ковалев. Они служили в разных храмах Кубанской области: Краснодаре, Ейске, ст.Бриньковской, ст.Кущевской, ст.Платнировской, ст.Должанской, ст.Пашковской, ст.Динской, ст.Новотитаровской, с.Молдавском.

Один из них — священник Михаил Лекторский — был канонизирован Русской Зарубежной Церковью в числе новомучеников Российских еще в 70-е годы. Его дело самое объемное и подробное. В нем есть данные о его служении, общественной деятельности, наградах, семье. Он служил в Андреевской церкви ст.Новотитаровской. Здесь его арестовали вместе с казаками по обвинению в контрреволюционной агитации и перевезли в ст.Брюховецкую, где после побоев и издевательств расстреляли 28 октября 1921 года. Место погребения священника Михаила Лекторского неизвестно.

Остальные четверо священнослужителей были расстреляны в Краснодаре ночью 23 и 28 сентября 1921 года.

Читая архивные данные, удивляешься, что все расстрелянные принимали активное участие в общественной жизни, например, переписи населения, преподавали в школах Закон Божий, открывали библиотеки, имели государственные и церковные награды. Их жизнь может стать достойным примером для наших современников.

В настоящее время епархиальная комиссия по канонизации готовит на рассмотрение митрополита Исидора и духовенства Краснодарского края предложение о праздновании единого дня Собора кубанских святых 7 декабря — на праздник великомученицы Екатерины.

По мнению священника Сергия Токаря, кубанские новомученики должны особо почитаться в тех храмах и станицах, где они когда-то служили. Предстоит написать богослужение и молитвы, посвященные каждому святому, а также иконы и житие. Последнее представляет большую трудность, так как в наличии нет ни одной фотографии канонизированных священнослужителей, а также подробных данных об их жизни.

На этом работа по канонизации кубанских новомучеников не заканчивается. Скорее наоборот — только начинается. По замыслу епархиальной комиссии, сбор и обработка документов будет идти по порядку от 1917г. до 1941г. Объем предстоящей работы просто огромен. Поэтому председатель комиссии священник Сергий Токарь обращается к добровольцам с просьбой об оказании помощи:

Епархиальная комиссия по канонизации обращается к жителям Краснодарского края с просьбой помочь в поисках данных о жизни канонизированных священнослужителей, их родственников, личных вещей и фотографий. Комиссия также ведет сбор данных о других новомучениках Кубани, а также подвижниках благочестия, достойных канонизации. Обращаться можно по адресу: 352905 г.Армавир, ул.Луначарского, 185, Свято-Троицкий собор, настоятелю. Телефон в Армавире: 4-64-83.


Жития кубанских новомучеников (даны в сокращении)

Священномученик Михаил Лекторский

Родился 9 ноября 1872 года в семье кубанского священника. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в храмах и законоучителем в церковно-приходских школах и училищах ст.Динской, села Благодатного и ст.Воронежской.

С 13 мая 1906 года поставлен настоятелем Андреевской церкви ст.Новотитаровской, был духовником окружного духовенства.

Был женат, имел четверых детей.

За пастырское усердие он был отмечен многими церковными и государственными наградами, в том числе за участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи. Имел архипастырское благословение на заботы по открытию библиотеки-читальни при церковно-приходской школе.

В ночь с 25 на 26 сентября 1921 года священник Михаил Лекторский был арестован в ст.Новотитаровской кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного по обвинению в контрреволюционной агитации и перевезен со многими арестованными казаками в ст.Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии.

Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе, были изъедены блохами и вшами. Люди, видевшие священника Михаила, нашли его скелетом, еле ходившим стариком.

Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким — расстрел.

Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить священника исповедать их. Батюшка исповедал и, отпустив грехи, сказал: «А приобщитесь вы своею кровью. И теперь простите меня, в чем я повинен». Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами. Особенно сильно били священника.

Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер. Лежавший с отцом Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их священнику. «А теперь давай бежать», — шепнул казак. Но батюшка ответил: «Благославляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, то подвергли его страшным истязаниям.

Всех заложников расстреляли 28 октября 1921 года в 10 часов вечера. Среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело священника Михаила.


Священномученик Иоанн Яковлев

Родился 11 ноября 1866 года в крестьянской семье села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Николаевском храме г.Ейска, Богословской церкви ст.Новониколаевской, Даниловском храме г.Ставрополя, Дмитриевской церкви Екатеринодара. Преподавал Закон Божий в екатеринодарском епархиальном женском училище. Был назначен представителем от духовенства в Екатеринодарскую городскую Думу.

Был женат, имел четверых детей.


Священник Иоанн имел церковные и государственные награды.

Арестовали батюшку ночью 16 сентября 1921 года за переписку с высланными священниками.

В защиту о.Иоанна поднялся весь приход Дмитриевской церкви Краснодара. Верующие отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали: «Священник Иоанн Яковлев, проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен, как человек всегда относящийся с любовью к людям, будучи его духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное, полезные наставления в духе христианства».

Но 23 сентября 1921 года было вынесено решение тройки о высшей мере наказания. Погребен в Краснодаре в неизвестной могиле.


Священномученик Григорий Конокотин

Родился 1 апреля 1869 года в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил священником и занимал должность законоучителя в селе Тахтинском, Покровской церкви села Медведского Ставропольской губернии, селе Молдавском Кубанской области.


Священник Григорий имел церковные и государственные награды, в том числе орден св.Анны за труды по школьному делу.

Был женат, имел пятерых детей.

Священник Григорий был арестован 8 сентября 1921 года у себя дома в Краснодаре «за бегство от Советской Власти». Дело по обвинению священника было заслушано на распорядительном заседании Коллегии Кубчерчека 23 сентября. Комиссия постановила: считать факт преступления доказанным и как врага трудового народа расстрелять.

Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в 2 часа ночи в присутствии членов Коллегии Кубчерчека.


Священномученик Андрей Ковалев

Родился 12 августа 1871 года в ст.Кореновской. Окончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Петропавловской церкви ст.Платнировской, Вознесенской церкви ст.Кущевской Кубанской области, Космодамиановской церкви с.Благодарного, Казанской церкви с.Удельного Ставропольской губернии, преподавал в церковно-приходских школах и училищах. Оказывал спасительное влияние на иноверцев, присоединил к Православию из раскола австрийского толка семью из пяти душ.

После 1917 года численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому священник Андрей был переведен в Краснодар членом правления свечного завода.

Имел церковные награды.

Был женат, имел двух детей.

Батюшку арестовали 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге свечного завода и агитации против Советской власти. В ходе расследования чекистам не удалось доказать вину священника. Тогда Коллегия Кубчерчека постановила: «Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст.Динскую и предположением напасть на Краснодар и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент враждебный Соввласти — расстрелять.» Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в час ночи.


Священномученик Григорий Троицкий

Родился 1 октября 1870 года. Окончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Вознесенской церкви ст.Пашковской, Троицкой церкви ст.Должанской. Преподавал Закон Божий в церковно-приходских школах и училищах, работал противобуддийским и противосектантским миссионером. Был членом Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости, заведующим Пашковской Вознесенской церковной школой.

Был женат, имел четырех детей.

Имел церковные и государственные награды.

Арестован комиссаром Кубчека 15 сентября 1921 года. Священнику было предъявлено обвинение в связи с высланными в концлагерь и контрреволюционной агитацией. Был расстрелян 28 сентября 1921г. в два часа ночи.


Благодарим за представленные материалы председателя епархиальной комиссии по канонизации протоиерея Сергия Токаря.

Жертвы красного террора

За короткое время (весну и лето 1918 года) в Кубанской области большевиками было убито 43 священника.

Во время изъятия церковных ценностей в 1922г. было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания:

В Кубанской области — 69

Черноморской губернии — 37

Священник Иоанн Пригоровский (ст.Незамаевская) убит в пасхальную ночь 1918 года. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме.

Священник Александр Подольский (ст.Владимирская) весной 1918 года после глумлений и избиений был зарублен на свалке. Прихожанин, попытавшийся его похоронить, был застрелен на месте.

Священник Григорий Никольский (Марие-Магдалинский женский монастырь под ст.Роговской) убит красноармейцами 27 июня 1918 года после Литургии выстрелом в рот с криками: «И мы тебя приобщим».

Священник Иванов, прослуживший 30 лет в ст.Попутной был заколот красногвардейцами за свои проповеди, где указывал, что большевики ведут Россию к гибели.

Священник Троицкой церкви ст.Вознесенской Алексей Павлов (60 лет) был убит на станичной площади.

Священник Феодор Березовский (50 лет) убит красногвардейцами в ст.Удобной.

Священник Михаил Лисицын убит 22 февраля 1918 года в ст.Усть-Лабинской после 3-хдневных мучений и глумлений. На его теле оказалось более десяти ран, голова была разрублена в куски.

Священник Иоанн Краснов (ст.Должанская) сожжен живьем в паровозной топке в апреле 1918 года.

Священник Алексей Милютинский (59 лет) застрелен в мае 1918 года в ст.Новощербиновской.

Священник Александр Флегинский (56 лет) после мучений и издевательств убит в ст.Георгие-Афипской.

Священник Иоанн Малахов хутора Танайки Черноморской губернии был арестован красногвардейцами вместе с женой. Были расстреляны после издевательств в ст.Мингрельской.

В ст.Пластуновской был убит священник Георгий Бойко. На горле у него была ужасная рана.

В ст.Кореновской был убит священник Назаренко.

В Краснодаре в одну ночь по приказу Буденного убито шесть священников.

(По материалам книги «Новые мученики российские» священника Михаила Польского)

Ейская Епархия