Учитель, перед именем твоим…

Статьи, интервью, рассказы

5 октября  – Всемирный день Учителя.

В российских школах педагогов  поздравляют в единый со всей

планетой день, а не в первое воскресенье октября, как прежде.

Не знаю, как эту дату будут праздновать

в других странах, но в каждом образовательном учреждении

очень большой страны России все пройдет по единому сценарию: торжественная линейка, вручение цветов и подарков. Все как всегда.

Человеку,  не равнодушному к судьбе родного Отечества, и, значит, к облику подрастающего поколения, который формирует учитель, не безразлично, какой он сегодня, этот Человек с большой буквы. Поскольку нас помимо семьи воспитывает еще и среда,  на протяжении почти четверти века рядом с молодым человеком  находится наставник: воспитатель в детском саду, затем «учительница первая моя» в младших классах, позже – преподаватели в среднего и старшего звена,  преподаватель в вузе, ментор в первые трудовые годы… Все это – учителя!

Скульпторам хорошо, у них есть четкая формулировка: берешь глыбу и отсекаешь все лишнее, чтобы получился, к примеру, как у Данилы-мастера, каменный цветок. А вот в воспитании человека все наоборот: ученик в процессе воспитания привносит в свое сознание, в копилку опыта все то «доброе и вечное», что сумел отсеять (как золотодобытчик) в свое сердце и ум из багажа, данного ему Учителем. Выходит, главное —  какой он, Учитель?

Мне, человеку, чье личностное формирование выпало на ХХ век, сегодня на ум приходят такие мысли.  Ведь и тех, кто в 1917-м году разрушал «до основанья», и у тех, кто просился на фронт из ГУЛАГов в 1941-м  также были учителя. Не из подворотен же всех нас «готовенькими» взяли. Нас всех учили настоящим образом – советская система образования и по сей день является эталоном в просвещенном мире, что подтверждают заклятые «партнеры». Именно школьный учитель выиграл гонку в космосе – первый спутник и первый человек в космосе когда-то родились в учительской мечте, которую настоящий наставник вселил в пылкое детское сердце.

Я, конечно, не призываю копировать все от «а» до «я», но рациональное зерно и богатейший  педагогический опыт необходимо изучать, беречь, а не окунаться огульно с головой в современные технологии — «в цифру». И, чтобы быть предельно честным, напомню, в том числе и себе, что мои современники, воспитанные в одних и тех же школах — одни в 1993 году пошли штурмовать Дом Советов, а другие – защищать. В чем разница? Возможно в том, как каждому из нас сумели показать истинность добра.

Что же может сказать о своем наставнике тот, кому посчастливилось встретить на своем пути настоящего Учителя? С трепетом и любовью вспоминаю свою первую учительницу Светлану Евгеньевну. С огромной радостью я отдавался чистописанию, искренне удивляясь, как из-под моей корявой руки при помощи пера получаются  красивые буквицы! Ей, наверное, сейчас уже около 100 лет, а вот память о ней жива в моем сердце.

 

Вернемся к разговору об учителе. Всем  известна фраза о том, что именно он сеет разумное, доброе, вечное. Но давайте вдумаемся, ведь все это – свойства Бога! Вот здесь-то и возникает ключевой момент. Испокон веков российское воспитание строилось на принципах Божиих заповедей, и всякое отклонение от этих истин вело к греху, к злу.

К началу прошлого столетия те, кому было слишком тесно в «оковах» Божиих правил жизни  занялись искательством иных истин, доказывая в литературе, экономике, всевозможной аналитике свои точки зрения. И, что самое опасное, – в педагогике. Все эти словесные благолепные «истины» привели к катастрофе 1917 года. А неспособность общества противостоять этому злу лишь подтверждает мысль о том, что не те посылы воспринимались как «разумное и доброе». Вот и не стала их утопия вечной!

Тут нам и  следует признать сермяжную правду, что с образованием и воспитанием, как коренник в тройке, необходима Вера. Потому что, пытаясь умалить донельзя Православную веру во всех слоях общества, устроители «нового мира» ХХ века выбивали из российского образования и воспитания их основной стержень.

Методы использовались проверенные: внести в число верующих разброд и непонимание, а носителей истинных знаний, крепкой веры – уничтожить физически. О том, что не все люди поддались на провокации разрушителей, говорит число новомучеников, известных нам сегодня. А сколько еще неизвестно!

К сожалению, в поисках ответов на запрещаемые вопросы люди, не получая качественных знаний, бросались «из огня да в полымя». Свято место пусто не бывает, и в нашей родной стране махровой плесенью разрослись секты. И это зло искоренить очень сложно!

Сегодня, навскидку, как будто бы все хорошо. Строятся храмы, золотятся купола, поется Херувимская песнь… Но если смотреть в корень, то Русская Православная Церковь подвергается многочисленным нападкам тех, кто понимает, как важно не дать укрепиться качественному образованию в стране. Церковь, как просветитель, не устраивает и зарубежных «доброхотов» и взращенных на их примерах своих «новоразрушителей». А уж доморощенных малообразованных «богословов», объявляющих себя адептами самых немыслимых «церквей» – хоть пруд пруди. Лишь бы оторванным от качественного образования россиянам запудрить мозги! Денег на это враги России не экономят.

Помоги нам, Господи, преодолеть все это и с честью встретить 1700-летие I Вселенского собора в 2025-м году! Помоги, Господи, защитить нашу Церковь от нападок любых врагов.

Знаю, что, пусть и постепенно, с трудностями и порой непониманием, изучение основ нашей нравственности, нашей культуры вводятся в школу. И не могу не гордиться тем, что Кубань в этом отношении – на хорошем счету!

Дорогие наши учителя! Желаю вам не только в профессиональный праздник, но и постоянно иметь твердую почву под ногами, крепкое здоровье и, конечно, ангельские терпение и любовь к нашим детям – будущему России.

Николай ГРЫЗУНОВ.

Ейская Епархия