Православное духовенство в годы Первой мировой войны

Статьи, интервью, рассказы

Более ста лет отделяют нас от начала Первой мировой войны – Великой, как называли её в России.

Она началась 19 июля (1 августа) 1914 года и продолжалась до ноября 1918 года, охватив большинство стран мира – в неё было втянуто свыше1,5 миллиардов человек. Вооружённая борьба велась многомиллионными армиями. Невиданные по своей численности людские резервы и огромные материально-технические средства постоянно поступали на различные театры военных действий. За период войны 1914-1918 г.г. было мобилизовано свыше 173 миллионов человек из стран, участвующих  в этой войне. Продолжительность войны превзошла всякие ожидания. Жертвы и потери во много раз превышали прежние войны. Потери убитыми и умершими от ран составили 10 миллионов человек, раненых насчитывалось 19 миллионов, из них около 3,5 миллионов остались инвалидами.

Официально Россия вышла из войны после заключения 3 марта 1918 года Брест-Литовского мирного договора Советской России со странами Четвёртого союза. На практике же русская армия стала демобилизоваться  сразу после большевистского переворота.

В советское время о Первой мировой войне было принято отзываться как о чуждой народу и неудачной. Имена героев сознательно замалчивались: им не ставили памятники, об их подвигах не говорилось в учебниках. Был забыт и подвиг военного духовенства. Только в последние годы стали известны имена военных священников, выполнявших на войне свой пастырский долг. В 2017 году мы воздаём молитвенную память подвига офицеров, солдат и сестер милосердия русской армии. В настоящее время хочется вспомнить подвиг православных пастырей, шедших с крестом Христовым и верой наравне с русскими солдатами.

Полковые священники в полной мере разделили со своей воинской паствой все трудности армейской жизни. Они вместе с солдатами и офицерами жили в окопах, шли в бой, горели и тонули в русских военных кораблях. Генерал А.А. Брусилов вспоминал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастёрок мелькали чёрные фигуры: полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой.»

За четырёхлетний период Первой мировой войны, с 1914 по 1918 годы, 2500 священников были отмечены наградами Российской империи за проявленный мии героизм и отвагу на полях сражений.

Как и в мирное время, задача военных пастырей состояла прежде всего в совершении Таинств и в проповеди Евангелия. Во время сражения в соответствии с инструкцией, местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт. Сюда доставляли раненых, которых нужно было исповедовать и причащать. Священники должны были иметь и медицинский навыки, чтобы в случае необходимости помочь врачам и санитарам в их работе. В перерывах между боями пастырь служил молебен на позициях и беседовал с воинами. В задачу священника входило также погребение убитых. Труд этот был не таким простым, как может показаться. Собирать убитых с поля боя, в то время как полк ушёл вперёд, было очень сложно. Священник порой должен был разыскивать тела умерших на огромных площадях, бывших недавно полями ожесточенных сражений. Согласно действовавшему положению, хоронить убитых должны были местные жители под руководством священника. Создавались также команды для рытья могил, состоящих обычно из санитаров и музыкантов. Однако, на практике в районе сражения никаких жителей могло и не быть, а погребальная команда часто оказывалась далеко. Два человека – священник и псаломщик, конечно же, не смогли бы собрать убитых в одно место, выкопать могилу и поставить крест. Пастырь каждый раз сам разыскивал помощников для совершения погребения и привлекал случайных людей. Следует добавить, что поиск убитых и их погребение порой приходилось совершать и под обстрелом.

Из пяти тысяч полковых священников — капелланов, которые несли духовную службу в действующей русской армии были награждены 2.5 тысячи батюшек

Некоторые священники погибали во время совершения треб и проповеди на передовых позициях.

Немалое количество военных священников оказалось в плену. И там они находились на своем посту – рядом с паствой. Свой священнический долг они продолжали выполнять и в условиях лагерной жизни, разделяя с воинами все лишения и скорби плена.

Лишения действительно были серьёзными. Жизнь в лагере была настолько тяжёлой, что «многие священники не выдерживали этих условий и, разбитые нравственно и физически, обратились в инвалидов, некоторые из них умерли».

Выполнение пастырских обязанностей в таких условиях было делом необходимым, но зачастую, непростым.

Находясь вдали от Родины, в окружении враждебно настроенных, иноверных людей, пленные солдаты и офицеры испытывали тоску по всему, что было связано с Отечеством и Церковью. Богослужение давало возможность не только соединиться с Богом, но и окунуться в привычную атмосферу православного быта.

Но совершать богослужения удавалось далеко не всегда. Лагерное начальство явно не желало доверять духовное окормление военнопленных русским по национальности священникам и всячески этому препятствовало. Русские пастыри не допускались, например, в специальные лагеря для пленных украинцев, которых немецко-австрийское командование старалось привлечь на свою сторону.

Недоверие к русским священникам со стороны немцев было порой настолько велико, что  даже напутствовать умирающих разрешалось в исключительных случаях, например, когда они были практически без сознания.

И всё же пастырям удавалось добиваться совершения богослужений и даже произнесения проповедей.

Списки священнослужителей, пострадавших в годы Первой мировой войны, публиковались в «Вестнике военного и морского духовенства». Согласно этим спискам, в войну, начиная с 1914 года по октябрь 1917 года, было убито 25 священников, от ран и болезней умерло 54 священника, не смертельные раны получили 80 священнослужителей. Через немецко-австрийский плен прошло 76 военных священников. Немало священников умерло от ран по возвращению домой в Россию.

Свою верность Христу многие военные пастыри засвидетельствовали после революции 1917 года. Хранимы Богом на поле сражений, они были приговорены к смертной казни новой властью.

Однако, большая часть бывших военных священников погибла в гды сталинского правления. Массовые расстрелы духовенства, как известно, прошли в 1937-1938 годах. В эти годы было расстреляно много архиереев и священников, ранее служивших в действующей армии.

В годы Первой мировой        войны планировалось создание книги памяти русских героев. Разумеется, после революции проект этот так и не был осуществлён.

Мировая война закончилась. Участники её разделились на победителей и побеждённых. Одна Россия решительно отказалась разделить участь тех или других.

11 ноября 1918 года в одиннадцать часов по Гринвичу страны Антанты объявили об окончании Первой мировой войны орудийным салютом. Война, продолжавшаяся четыре года, три месяца и десять дней закончилась победой Антанты над странами Центрального блока.

Война, которую в России называли Отечественной. Великой оказалась самой забытой войной. Имена героев той войны были преданы забвению, а могилы их утрачены и заброшены.

До 2014 года ни в России, ни на Кубани не было ни одного памятника, посвященного подвигам и славе героев Первой мировой войны.

В целях сохранения исторической памяти, а также воспитания высоких духовных, нравственных качеств и патриотических чувств был проведён комплекс мероприятий, направленных на увековечение памяти участников Первой мировой войны и всестороннее освещение событий периода 1914-1918 годов. В городах Москве, Калининграде, Краснодаре, Пскове установили памятники в честь участников Первой мировой войны. Изданы ряд книг, освящающих историю войны, проведены научно-теоретические конференции, экспозиции в музеях, викторины и конкурсы. Из небытия вернулись имена многих участников и героев Первой мировой войны. Вечная им память.

Николай Шлыков, казачий полковник


Военное духовенство в Русской Армии

 

 

Ейская Епархия