Пояснение к исповеди
- На каждой исповеди необходимо исповедовать все свои грехи (устно, или письменно), которыми вы согрешили после последней вашей исповеди.
- Если вы вспомнили свой старый грех, ни разу вами не исповеданный, его тоже необходимо исповедовать.
- Если вы какой-либо грех исповедовали и не повторяли его, то исповедовать его снова не надо.
- Грех наносит рану душе, и если к ней при раскаянии в грехе не приложить лекарство, т.е. епитимию, то даже и по прощении вам греха неисцеленная рана будет нарывать и болеть. Если это с вами происходит и исповеданный ранее грех не дает вам покоя, и вы чувствуете угрызения совести, то исповедуйте этот грех снова и скажите о своих душевных переживаниях, попросите священника наложить на вас епитимию.
- Если вы ни разу не исповедовались, или очень давно (несколько лет назад и вам благословили написать «генеральную исповедь»), то для подготовки к исповеди лучше воспользоваться «Планом (образцом) исповеди».
- «Генеральная» исповедь пишется с детства, с семи лет, ‒ сколько себя помните. Писать необходимо только свои грехи. Чужие грехи, истории из жизни, болезни, обиды, рассказы о родственниках и знакомых ‒ писать не надо.
- Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова в образце исповеди, писать его «на всякий случай» не надо.
- Когда вы все выписали, но что-то еще осталось у вас на душе, и вы не знаете, как это назвать одним словом, и в образце исповеди ничего не подошло, тогда запишите своими словами коротко, саму суть, что случилось.
- Не надо описывать каждый отдельный случай греха, ‒ если так исповедоваться и оставшейся жизни не хватит чтобы все по порядку вспомнить и описать. Много человек согрешает, например, слово какое-нибудь нехорошее скажет несколько раз на день, но если записывать все свои плохие слова то, и «бумага этого не вытерпит». Как же тогда каяться? Пишем: «согрешил (или согрешила) сквернословием», т.е., одним словом, каемся во всех своих скверных словах, сказанных с детства, или с момента последней исповеди. Т.о. исповедуем и остальные свои грехи.
Ошибки, которые допускает человек на исповеди по неопытности
- Не осознает за собой каких-либо грехов, говорит: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал». Так и больной часто не ощущает своей болезни и говорит: «я здоров», но надо знать что: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:8-10).
- Говорит: «Я грешен всеми грехами, каюсь». Такая исповедь не действительна и ни один грех не прощается ‒ необходимо назвать каждый грех своим именем, а не «оптом», даже если их очень много ‒ то и записать для памяти (чтобы не забыть на исповеди).
- Кается общими словами: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или называет только большие грехи, а маленькие пропускает, или кается по частям, т.е. оставляет неназваные грехи для следующей исповеди. Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям. А кто оставляет не исповеданные грехи на потом, тот похож на человека, который в бане намылился и одел на себя грязную вместо чистой одежду, и не смыл с себя грязь чистой водой.
- Вместо грехов, рассказывает свои добрые дела ‒ хвалится.
- Вместо своих грехов рассказывает чужие грехи (жалуется на кого-нибудь, или обвиняет). Каждый даст Богу ответ за свои грехи, дела и слова, а не за чужие. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37), «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12).
- Кается в грехах против заповедей, а не называет сами грехи «Согрешил против первой заповеди, против пятой заповеди», или «согрешил: первое мытарство, второе, третье…и т.д.»
- В одной исповеди один и тот же грех называет (пишет) по несколько раз.
- Не идет на исповедь потому, что каждый раз согрешает одним и тем же грехом. Говорит: «зачем каяться все равно согрешу». Тогда пусть и руки никогда не моет ‒ зачем мыть все равно испачкает.
- В исповеди пишет свои молитвы к Богу, или просьбы