Отзыв о паломнической поездке на Соловецкие острова 15-27 августа 2023 года

Паломничество

Есть на земле места, только одним своим видом сильно действующие на человека. Когда мы встречаем что-то поразительное само по себе, пусть даже только с внешней стороны, впечатление будет глубоким вне зависимости от того, знаем мы что-то об этом месте или нет.
Но есть места, красота и смысл которых скрыты в истории. Одним из таких мест являются Соловецкие острова. На Соловках хотя бы один раз в жизни должен побывать каждый русский человек. Для того, чтобы соприкоснуться со святостью, до которой здесь подать рукой. Для того, чтобы заглянуть в страшную бездну души человека, в жизни которого нет Бога. По воле Господа здесь, на русской Голгофе, неразлучно сплелись подвижнический подвиг и звериная сущность человека. И что победило, знает только Господь.
Паломническая поездка на Соловецкие острова стала щедрым подарком от Господа для всех, кто по благословению Епископа Ейского и Тимашевского Павла, собрался в составе группы паломников, руководителем которой являлась Мирончук Лариса Владимировна. Некоторые из группы ранее уже бывали там и предвкушали радость встречи с этим святым местом, а для нас, кто ехал туда впервые, Соловки стали удивительным открытием. А для кого-то, может быть и новым этапом в жизни.
И вот наша группа в полном сборе сидит в автобусе. Все довольные и счастливые, с замиранием сердца, отправились на север, посещая по пути значимые святые места нашей великой и бескрайней Родины. И первым местом нашего паломничества по пути следования была Липецкая область, а именно- город Задонск.
Прибыв в Задонск, мы сразу же отправились в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где в главном Соборе монастыря в честь Владимирской иконы Божьей матери покоятся мощи Великого угодника Божьего, святителя Тихона Задонского. Зайдя на территорию монастыря, нас охватило чувство какой-то огромной радости и восторга, на глазах показались слезы счастья, эмоции переполняли. А в душе было какое-то непреодолимое чувство, как будто нас тут давно уже ждут, как долгожданных гостей, и с трепетом и теплотой гостеприимно встречают. И это так и было!!!! Мы чувствовали, что сам Святитель Тихон Задонский нас с любовью ждал и гостеприимно принимал у себя, и от того в душе казалось что мы приехали в родной душеспасительный уголок, где давно уже не были.
Затем мы отправились на Святой источник в честь Тихона Задонского. Там мы набрали святой водички и окунулись в купели святого источника. Какая благодать! Просто не передаваемое ощущение!
После этого, не теряя времени, поехали в Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, который находится в 7 км от Задонска. Там нас тоже очень гостеприимно и приветливо встретили монахини насельницы этого монастыря. На территории монастыря, в центре, величаво стоит Троицкий храм. Он был восстановлен и освящен в 1993 году. Верхний храм освящен в честь Святой Троицы, нижний – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенским храмом.
По пути мы посетили Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь. История возникновения монастыря относится к началу XIX века и непосредственно связана с именем великого русского святого – святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Находясь на покое в Задонском монастыре, святитель Тихон часто уединялся в окрестных лесах, пребывая в молитвенном общении с Богом и трудах над духовными сочинениями, вошедшими в сокровищницу русской религиозной мысли. Излюбленным местом пребывания святого стал лесной родник в глухой чаще в окрестности Тешевской слободы недалеко от реки Дон. Местность эта получила название Тюнинской от елецких помещиков Тюниных, владевших здесь землями в XVIII веке. По рассказам современников, епископ собственноручно расчистил и обустроил колодезь над источником. Первая святыня монастыря – источник святителя Тихона, для омовения в котором устроена закрытая купель на две купальни. Все желающие из нашей группы окунулись в святом источнике.
Также на территории монастыря есть колодезь с родниковой водой, он расположен между домовым храмом и купелью. Сюда несколько раз в году – на праздники в честь Живоносного Источника Божией Матери, Крещения Господня, Преполовения Пятидесятницы и др., совершаются крестные ходы и водосвятные молебны. В Вознесенском соборе находятся частицы мощей 40 святых: святителя Тихона Задонского, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прпп. Александра Свирского, Дивеевских святых, Соловецких святых и других. Особо чтимые чудотворные иконы обители: Иверской Божией Матери, Божией Матери «Живоносный Источник», Казанской Божией Матери, Калужской Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца.
На следующий день, после ночлега в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, мы отправились дальше, и наш путь лежал в Великий Новгород.
В 7 км от Великого Новгорода, на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе расположена деревня Хутынь, которая славится древнейшим Варлаамо-Хутынским Спасо-Преображенским монастырем, основанным в середине XII века преподобным Варлаамом Хутынским. По народному преданию, раньше место, где сейчас расположился этот монастырь — полностью находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», что обозначало — плохое «худое» место. Подходя к «Хутыни», святой Варлаам — увидел идущий из лесной чащи луч света. Поняв, что это было ему знамение, он решил поселиться здесь, ведь это Божья воля. Здесь в «Хутыни», он и возвел свою келью, и стал проводить все свое время в строгих постах и молитвах, не смотря на активное противодействие ему, со стороны нечистой силы. Главный собор монастыря в честь Преображения Господня, в нём покоятся мощи святого Варлаама. За территорией монастыря находится колодец, по преданию, освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую, по преданию, преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горке расположена часовня. Вся группа после вечернего богослужения отправилась к этой горке, многие с огромной радостью и благодатью обошли святую горку с молитвами к преподобному Варлааму Хутынскому, поднялись к часовне и даже полежали на на склонах этой святой горки, взывая о помощи и заступничестве к Варлааму Хутынскому.
После посещения Варлаамо-Хутынсого Спасо-Преображенского монастыря наша паломническая группа направилась в Ленинградскую область, в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Это мужской монастырь Тихвинской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, на берегу Рощинского озера. Этот монастырь основан святым преподобным Александром Свирским еще в конце 15 столетия. В то время это были глухие места среди дремучих лесов, в которых жили коренные языческие народы корелы, вепсы, чудь и т.д. Но, благодаря строгому, подвижническому образу жизни основателя монастыря, происходило становление и укрепление православной веры в этом крае и сюда стали стекаться люди, как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Преподобный Александр Свирский прожил 85 лет, прославился праведной жизнью и многими чудесами, воспитал много учеников-иноков и привёл к вере многих мирян, какое-то время провел в полном уединении и суровом воздержании. Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового Преображенского собора. Когда стали служить молебен, тело преподобного, пролежавшее в земле 108 лет, покрылось каплями благоуханного мира. И с 1644 года вплоть до революции нетленные мощи преподобного хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря. За долгие годы обитель знала времена расцвета и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления. В лучшие времена в монастыре были восемь храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, большое книгохранилище. В XIX веке его называли Северной Лаврой. Но были годы, когда в нем после очередного разгрома оставались лишь несколько монахов и главная святыня — мощи преподобного Александра Свирского. Монастырский ансамбль сложился в XVI — XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных частей — Троицкой и Преображенской, в нем два соборных храма. В Преображенском, в приделе Александра Свирского, хранятся мощи преподобного.
Мы приехали в монастырь Александра Свирского в канун великого праздника Преображения Господня. А так как один из главных соборов монастыря освящен в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, то в монастыре готовились к престольному празднику и ждали приезд Владыки Мстислава, Епископа Тихвинского и Лодейнопольского, священноархимандрита Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Вся наша группа поспешила на праздничное всенощное богослужения, которое возглавил Владыка Мстислав, Епископ Тихвинский и Лодейнопольский. После вечернего богослужения, возле раки с нетленными мощами святого преподобного Александра Свирского все верующие спели тропарь праздника и величание святому и для нас были открыты мощи для поклонения. Нашей радости и счастью не было предела, мы приложились к нетленным мощам преподобного и с великой благодатью отправились в свои домики для подготовки к предстоящей праздничной литургии и Причастию Святых и Животворящих Христовых Таин. На следующий день, в праздник Преображения Господня, вся наша паломническая группа приняла участия в праздничной Литургии, которую также возглавлял Владыка Мстислав, помолились и Причастились Святых Христовых Таин, а после богослужения вместе с остальными прихожанами поучаствовали в праздничном Крестном ходе, после которого Владыка освятил фрукты, виноград и мед. Нашей радости и счастью не было предела, все окрыленные благодатью порхали по монастырю и даже успели прогуляться по его окрестностям, сходить в ближайший лес за грибами и ягодами, а некоторые даже искупались в святом озере. К вечеру этого дня мы уехали, ведь впереди нас ждали неизведанные места и горизонты Северного края нашей страны.
Ранним утром, на рассвете, нас встречала унылая Кемь. Раньше здесь находился Кемский пересыльный пункт — Кемьпункт.
Впрочем, не все так однозначно: на этом месте, например, снимали знаменитый фильм «Остров» Павла Лунгина, к местам съемки которого, мы тоже успели прогуляться перед тем, как сесть на кораблик и отправиться к Соловецким островам.
И вот мы с нетерпением загружаем вещи на корабль, и отплываем от пристани вперед к заветной мечте – к Соловецким островам.
Когда наш катер отходил от Кеми к Соловкам, в сознании появилась мысль: сколько же людей вот так же отплывало отсюда, понимая – дороги назад не будет. На эти беломорские волны, пенящиеся за бортом, глядело неисчислимое множество духовенства и мирян, отправленных умирать за свою твердость в вере. Большая часть не вернулась назад. Кто вернулся, почти все были расстреляны впоследствии.
О чем думали они, смотря на эти воды, как молились, что чувствовали? Ты, Господи, веси. И как они выстояли до конца, сохранив веру и совесть, тоже только Ты знаешь. Ты, Который и дал им силу терпеть то, что сам по себе человек не смог бы вытерпеть.
Соловки. Иной мир, иная жизнь. Здесь время останавливается, земля соединяется с небом, и небо касается души, так что можно подтянуться на цыпочках и заглянуть в вечность.
Соловецкая Земля, напитанная кровью, как губка. Архипелаг, стоящий на камне и человеческих костях. Великий антиминс России! Лагерные Соловки – это страшное падение одних и восхождение на небо других.
Удивительная северная природа. Монастырь и его святые. Царская тюрьма и ее знаменитые узники. Монастырь как крепость. Войны со своими и чужими. Советский период, СЛОН и СТОН. Все это путается в уме, создавая какую-то сложную, но монолитную картину. Таковы Соловки – место небесной святости и адских беззаконий. Господь уготовал этим каменным островам великую, но трагичную историю.
Соловецкий архипелаг, Северная Фиваида или Северный Афон, как еще принято называть эти заповедные места. Он представляет собой – шесть больших и более ста малых островов. Лес, тундра, камни вместо земли, омываемые холодными водами Белого моря. Царство ветра, воды, мха и все тех же камней. Человек здесь вообще смотрится странно. Есть ощущение, что монахи и паломники проникли во святая святых Поморья и подсматривают за тайнами природы, не предназначенными для наших глаз.
И вот мы причалили к Соловецкой пристани… Сердце готово выскочить из груди, трепет, волнение и в то же время непередаваемая радость и восторг. Чувства и мысли переполняют и сменяют одна другую, стоишь на пристани, смотришь на величественную крепость Соловецкого монастыря и не веришь себе и своему счастью… Соловки, Русский Север. Край земли. Иногда задумываешься и спрашиваешь себя: ты хоть осознаешь, где находишься? Ты понимаешь, что ты на Со-лов-ках?!!!
Конечно же, понимание придет позже, когда все впечатления улягутся, оформятся в какое-то осознанное ощущение. Когда в десятый раз прокомментируешь фотографии очередному знакомому, поговоришь с кем-нибудь, кто там уже был, что-то почитаешь и посмотришь, подумаешь и помолишься. Но уже ясно одно – я уеду отсюда другим человеком. Той, прежней меня уже не будет, потому что Соловки меняют душу. Нельзя так просто походить по этой святой земле. Нельзя просто сфотографироваться на фоне многотонных валунов Соловецкой крепости. Архипелаг и его история – это драгоценный Божий дар, а всякий подарок от Всевышнего обязывает меняться. Ты прикоснулся к великой святыне и — уже не имеешь права жить как прежде.
Разместившись в гостинице, мы отправились обследовать окружающую территорию и прогуляться вокруг величественных стен монастыря. Все здесь поражает своей мощью, силой и величием! Все выглядит так основательно, как будто строил на века себе жилище исполин. Колокольня — под стать мощным стенам. Сейчас невозможно представить себе, как до Соловецких островов в 15 веке добрались монахи. Если и в нынешнее время путешествие по капризному Студеному морю бывает небезопасным, то как решались на это монахи, располагавшие обычными лодочками? Почему они прибыли в такую даль – по тем временам, считай, конец света? Почему остались, хотя не имели никакой защиты в суровом климате? Эти вопросы возникали в голове постоянно, и ответ находился только один: безусловная вера в помощь Господа. Больше им рассчитывать было не на кого!
После небольшой прогулки мы все поспешили на праздничное вечернее богослужение в честь празднования события перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, основателей Соловецкого монастыря. И какова была наша радость, когда мы узнали, что на этот праздник в монастырь прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх возглавил праздничное всенощное бдение и на следующий день праздничную Литургию в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском Соборе. Прекрасный праздник и невероятно радостное богослужение в честь основателей монастыря, возглавляемое Предстоятелем русской православной церкви, исповедь и Причастие Святых Христовых Таин – все это оказало непередаваемое чувство радости, благодати и умиротворения.
Дальше предстояли долгожданные экскурсии по Соловецким островам, по местам страшной истории и великой духовной силы. Вначале была экскурсия по ансамблю монастыря. Как и сто, и двести лет назад, мы вошли на территорию Спасо-Преображенского монастыря через Святые врата, над которыми находится образ Спаса Нерукотворного. Икона не древняя – как и многое здесь, подлинник был утрачен в годы безбожия. Скажу сразу, что монастырский комплекс, как и все практически скиты, находится в процессе восстановления. Интересная особенность северного монастыря: храмы соединены между собой крытыми галереями, чтобы иноки после службы могли не выходить в ветреную погоду на улицу.
Главным украшением монастырского комплекса является высокий белокаменный Спасо-Преображенский собор. Величественный, прекрасный храм, от вида которого захватывает дух. Сейчас даже не верится, что в годы лагеря это был главный барак, в котором стояли нары в несколько ярусов и обитало несколько сотен заключенных – от самых обычных уголовников до дворян и священников.
О Соловецкой природе хочется поговорить отдельно. Она того стоит. Невероятно красивая, хоть и суровая, лаконичная, она сама как молитва. Глядя на нее, хочется благодарить Творца.
Тишина, покой, гармония, красота. И совсем не верится, что в 20–30-х годах прошлого века в каменистую землю Соловецких островов легли более 40000 узников трудового лагеря. Сегодня потомки находят в безвестных могилах их кости, отыскивают неотправленные письма, постепенно устанавливают фамилии, имена. Но цветущая природа Соловков, как подкупленный адвокат, тщательно укрывает следы страшного преступления безбожной власти против своего народа. Не верится, совсем не верится…
И только под Секирной горой, где «власть соловецкая» расстреливала и закапывала людей, доходит до сознания то, что произошло здесь еще совсем недавно. Словно какой-то неслышный шепот невинно убиенных, лежащих здесь, говорит сердцу: это было, было. К горлу подступают рыдания, и приходится отходить от группы в сторону, чтобы перевести дух.
Каждый остров Соловецкого архипелага неповторим. Казалось бы, чем могут различаться относительно небольшие участки земли, которые, по большому счету, не так далеко друг от друга находятся? Но в том-то и дело, что у каждого свой неповторимый облик и история. Вот, например, – Большой и Малый Заяцкие острова. Всего-то в пяти километрах от Большого Соловецкого острова. Нет здесь ни рек, ни озер, ни леса, и отовсюду видно море – так они малы. Но сюда, на Большой Заяцкий остров, обязательно привозят паломников и туристов. Почему?
Во-первых, изумительная красота, ведь на Соловках нет вечной мерзлоты, и настоящей тундры, соответственно, тоже. То, что можно увидеть на Заяцком острове, называют псевдотундрой: лишайники, шведский дерен, брусника, другие северные ягоды. Но здесь слишком хрупка растительность, поэтому ее защитили от многочисленных гостей при помощи экологической тропы (деревянного тротуара). Придя на Заяцкий остров, соловецкие монахи первым делом освятили это пространство, поставив множество деревянных крестов. Здесь был основан Андреевский скит.
Любопытная деталь: в отличие от других островов архипелага, на Заяцком острове, по большому счету, все осталось таким, каким было до революции. Как и на старых фотографиях, приезжающие сюда и сегодня видят валунные постройки: каменную палату, поварню (в условиях сильного ветра пищу на открытом воздухе приготовить было практически невозможно) и гавань, построенную при святителе Филиппе. Стоит и деревянная церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, возведенная царскими стрельцами близ монастыря в 1672-1676 гг. Невероятно, но цивилизация здесь ничего не коснулась, и все осталось в первозданном виде!
Кое кто из наших паломников успел прогуляться на остров Большая Муксалма. Он соединен с Большим Соловецким островом дамбой, которую трудники возвели еще в 19 веке. Зачем? Все просто. Преподобные отцы-основатели Соловецкой обители не благословили жить на Большом Соловецком острове живородящей скотине. То есть, кони и быки там могли содержаться, а лошади и коровы – нет. В то же время, понятно, что в молочных продуктах братия нуждалась, а трудникам, которые, приходили поработать во славу Божию год-два, требовалось и мясо. Откуда брать все это посреди Белого моря? Поэтому, конечно, хозяйство в монастыре было. И почетная роль «кормильца» выпала острову Большая Муксалма. Дамбу для того и построили, чтобы перегонять скот. Да еще и ограждения сделали, дабы не погубила себя неразумная животина ненароком. Проект этот был по тем временам очень сложный: огромные валуны скрепляли железными скобами. Предусмотрительно для дамбы выбрали округлую форму, дабы не разрушила ее беломорская вода. Для своевольного течения оставили несколько «лазеек». А придумал такое инженерное решение, как рассказала нам экскурсовод, обычный крестьянин. На Муксалме были обширные пастбища. В лучшие годы здесь содержали 120 коров и телят и 120 лошадей. Монастырское хозяйство считалось образцовым: идеальная чистота, порядок, передовые технологии, как бы мы сейчас выразились.
Хотелось бы рассказать об очень святом и ВТО же время очень страшном месте Соловецкого острова — Секирная гора. Это самая высокая точка Большого Соловецкого острова, находится в 11 км от монастыря. Секирка – самое страшное слово для соловецкого узника. Секирная гора – это смерть, зэки шли сюда пешком в любую погоду и никто об их комфорте не думал. Ведь большинство шло сюда, в штрафной изолятор, умирать. Это лесозаготовки с неподъемными нормами выработки. Это кружка кипятка на троих по утрам, фунт хлеба и пшенный отвар. Это двухэтажная Воскресенская церковь-карцер, где обогревался только один этаж. Зэки менялись постоянно этажами, чтобы не погибнуть. В холодной камере спали «штабелями»: друг на друге, поскольку одежду на ночь отбирали. Ужас… спали — в четыре слоя. Спавшим в самом низу не всегда удавалось утром проснуться. Секирная гора – это еще и место изощренных наказаний.
А еще была страшная лестница с Секирной горы, очень длинная и крутая. Когда связанного человека сбрасывали с нее, к подножию он падал уже бездыханным. Сейчас лестницу восстановили спонсоры-норвежцы. В знак памяти обо всех, для кого путь сей стал последним, по ней идут молча и молятся – каждый про себя, а внизу встречал поклонный крест. Сколько погибло на Секирной горе (а были и массовые расстрелы, естественно), никто не знает до сих пор. Пока обнаружено только несколько братских могил. Все остальные еще лежат так. Их имена мы не узнаем никогда. Ты, Господи, их веси.
Знаковым местом «несвободных» Соловков является Анзер – самый северный, большой остров, который по размерам уступает только Большому Соловецкому. Если Соловки в целом являются святым местом, то Анзер – святая святых. Его еще называют Русским Афоном, правда, женщинам доступ сюда, в отличие от Греции, открыт. Но миряне здесь не живут: паломников привозят только на несколько часов. В годы лагеря «честь» попасть сюда выпадала тоже не всем. Здесь был изолятор для провинившихся. А еще сюда, в госпиталь, свозили больных тифом, но не лечить – умирать. А еще – беременных женщин, которым настало время родить. Потом грудных младенцев отбирали и увозили на материк. Больше своих родителей они не видели. Когда это стало возможным, сюда в годы перестройки поехали люди, признававшиеся: «А я родился на Анзере». Порой это было единственным, что они знали.
Наша паломническая группа отправилась на Анзер в последний день по приезду. Подъем в 5 утра, двухчасовой переход по Белому морю на пронизывающем ветру, и вот мы уже, не без волнения, ступаем на святую землю, где нас встречает первый поклонный крест и к нашему изумлению двойная радуга. А как мы знаем из Ветхого Завета, радуга – это завет между Богом и человеком… и тут было над чем задуматься, каждый постоял на берегу, помолчал и подумал о своем!
С древности на Анзер стремились те иноки, которым и суровые соловецкие условия казались «барскими». Первым был основан Свято-Троицкий скит, монахи которого жили в срубленных собственноручно кельях в 200-300 метрах друг от друга – чтобы не мешать. Собирались вместе только на совместную молитву в храме раз в неделю. Жили аскетично. Основателем скита является преподобный Елеазар Анзерский, великий подвижник 17-го века. Не буду приводить здесь факты из его жития (хотя они очень интересны), дам лишь только пару примечательных моментов. Узнав о преподобном, его «выписал» в столицу первый из царей династии Романовых, Михаил Федорович. И вот по какой причине: не было у государя наследника. Старец пообещал, что, по милости Господней, сынок будет. Государь поверил, но… не отпустил Елеазара, пока не родился царевич Алексей. Еще один интересный факт: на Анзере начинал свое монашеское делание будущий патриарх Никон. Он был учеником преподобного: им пострижен здесь в монахи, проявил усердие в молитве и послушании… Уже тогда его духовный наставник знал, что быть Никону главой Русской Церкви. И, кстати, Никон остров Анзер не забыл: уже будучи архиепископом, присылал щедрые подарки в скит, даровал привилегии. Правда, такие тесные связи все же не помогли, когда наступила такая трагичная страница в истории Русской Церкви, как раскол. Как мы помним, соловецкие монахи не приняли реформы Никона и 8 лет «держали оборону»: обитель находилась в осаде. И хоть к тому времени Анзер юридически носил статус независимого от монастыря скита, но, узнав, что иноки тайно поддерживают братьев, чем могут, их подвергли разорению.
В годы лагеря скит превратился в очередной тюремный «филиал». Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей.
Помолившись в церкви во имя Святой Троицы, мы отправились дальше. Нам предстояло в этот день проделать путь длиной в 12 километров. По дороге нам встретился прекрасный Богоридичный луг. Здесь, по преданию, преподобному Елеазару явилась Пресвятая Богородица. С тех пор иноки просили паломников привозить сюда семена голубых, синих цветов, чтобы само место напоминало о Ней.
А еще наш путь пролегал через гору Елеон. Да-да. Есть на Анзере такая. Здесь начинал свое пустынножительство преподобный Елеазар. В убогой деревянной келье осаждали инока видения злых духов, но пришла однажды в видении и Богоматерь, вручила посох и четки, повелела написать на стене хижины: «Христос с нами уставися». С тех пор пошел в скиту обычай: всем монахам писать на стене эти слова.
У Часовни на месте кельи преподобного Елеазара мы сделали маленькую передышку перед подъемом на Голгофу. И, как на Святой Земле, от Анзерского Елеона – совсем недалеко до Голгофы. Издалека виден белый храм, который, как маяк, показывает, что мы практически у цели.
Что же такое анзерская Голгофа? Это возвышенность, которая, к моему изумлению, оказалась на той же долготе, что и место Распятия Спасителя. Не верите – откройте карту. И не соловецкие монахи так нарекли это место, а сама Пресвятая Богородица, еще за 200 лет до тех страшных событий, которые предвидела. А было дело так: в начале 18-го века преподобному Иову Анзерскому, бывшему духовнику Петра Великого, в тонком сне явилась Пречистая Дева, которая произнесла: «Эта гора отныне называется Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки».
Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 года здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; 7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; 3 апреля 1931). Мы зашли в деревянный храм Воскресения Христова 18 века, в которм молились и служили новомуенники и исповедники Церкви Русской. В храме, конечно, есть икона, на которой изображено явление Пресвятой Богородицы преподобному Иову Анзерскому, когда Царица Небесная повелела ему основать Голгофо-Распятский скит. Также мы подошли и помолились у места обретения мощей священномученика Петра (Зверева), прошли с молитвой к братскому кладбищу и отправились на Голгофу.
По пути мы встретили местную достопримечательность. В 20 веке, когда большевики срубили на Анзере поклонные кресты, на Голгофе выросла береза в форме креста. Ныне – это соловецкая «знаменитость», символ того, что богоборцы никогда не достигнут своей цели. Помните, как в Евангелии? «Если они умолкнут, то камни возопиют».
Поднявшись на Голгофу, мы вошли в прекрасую церковь Распятия Господня, где возле алтаря в раке покоятся мощи Иова Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита. Приложившись к его святым мощам, мы спели ему величание и батюшка, который окормлял нашу группу, игумен Иоанн, помазал всех святым маслом от мощей Иова Анзерского.
Спустившись с Голгофы, мы через лес отправились к пристани, где нас ждали наши кораблики, чтоб доставить назад на Большой Соловецкий остров, а оттуда обратно на материк.
Но наше паломничество по Соловецким островам заканчивалось и пора было возвращаться домой. Наш кораблик отходит от монастырской пристани, и постепенно отдаляющиеся купола монастыря вдруг ставят суровый вопрос: зачем мы приезжали сюда, на эту пропитанную кровью землю? Погулять? Нащелкать тысячи фотографий? Отдохнуть? Потревожить и без того вечно занятых и утомленных монахов?
Я думаю, что каждый ответил бы по-своему на эти вопросы. Но мне кажется, что сюда приезжают помолчать – здесь тишина совсем другая, неотмирная тишина. Приезжают, чтобы поплакать. Здесь плачется хорошо – так, как после первой в жизни исповеди. Приезжают, чтобы нечто важное для себя понять – потому что здесь и думается по-другому. А еще сюда приезжают помолиться. Здесь теперь нужно много молиться, чтобы вулкан русской революционной Голгофы уже никогда не проснулся и на Соловках никогда не прерывалась монастырская жизнь.
Вернувшись на материк, мы отправились в Ярославскую область в поселок Толга. В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола невероятно красивого Свято-Введенского Толгского монастыря, основанного в 1314 году на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. Жемчужиной Ярославской земли называют эту святую обитель, здесь каждый человек ощущает не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет и особое состояние души. Это место, где русский человек с давних времен любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной. Толгская икона Божией Матери считается чудотворной. На протяжении многих веков на поклонение к ней приходили не просто верующие, но и помазанники божьи: говорят, Иван IV Грозный получил от неё исцеление (1553 г.), здесь бывали царь Фёдор Алексеевич (1677, 1683), императрица Екатерина II (1763) и её сын Павел I (1789), император Николай II с дочерьми (1913).
Толгский Свято-Введенский монастырь изначально был заложен на месте обретения иконы как мужской, но после многих лет забвения, обновлённый монастырь стал женским, при чем первым женским монастырем, открытым в СССР!!! Женская забота об обители чувствуется в том, насколько крепкое там хозяйство, безупречная чистота и очень красивое оформление с множеством цветов. В монастыре 150 монахинь, они все большие труженицы. Кроме послушания по хозяйству (у них есть ферма, птичник, они сами выращивают овощи и травы, держат трапезную для паломников и просто посетителей), сёстры занимаются творчеством — росписью, резьбой по дереву, шитьём и вышиванием.
Монастырь изумительной красоты, вся территория очень ухоженная, повсюду цветы и прекрасный ландшафтный дизайн, а посредине монастырской территории небольшой пруд с уточками и чёрными лебедями, мимо которых невозможно пройти и не полюбоваться их изящными горделивыми позами. Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных возводились в 90-х годах 17 века. Фрески, выполненные в своё время ярославскими художниками, почти утрачены. Долгое время в зданиях монастыря действовал макет Волжской электростанции: насосы закачивали воду в резервуар на колокольне, оттуда она самотёком шла через храм на модель ГЭС и собиралась в храмовом подвале. Какие уж тут фрески! Кроме этого, до 1987 года на территории обители располагалась колония для несовершеннолетних. Сейчас фрески восстановлены. Львиную долю труда по их восстановлению взяли на себя сёстры монастыря, специально обученные художественной росписи.
На территории монастыря раскинулась роща сибирского кедра, первые деревья которой высажены еще в 16 веке. По преданию, покоритель Сибири Ермак привез в дар Ивану Грозному две кедровые шишки. Царь всея Руси передал семена Толгской обители. Место посадки выбрано не случайно. В 14 веке в пожаре пострадал Введенский собор вместе со всеми иконами. Уцелела одна-единственная — Толгской иконы Божией Матери, найденная неподалеку от храма. Там и основали рощу, установив на месте второго обретения образа часовню. При высадке кедров монахи выкопали для орошения деревьев пруды. Роща стала первым искусственным насаждением сибирского кедра в России. Когда в 1987-м монастырь вернулся в лоно РПЦ, в роще сохранились 27 кедров, возраст которых исчислялся веками. В настоящее время в кедровом парке 193 дерева, каждое из которых почитается, будто святыня.
Свято-Введенский Толгский монастырь пережил пожары и моры, польско-литовское нашествие, расцвет в царствование Романовых и разорение советских лет. До наших дней дошли письменные свидетельства множества чудес Толгской обители.
На следующий день наш путь лежал в Переславль-Залесский — город с многовековой историей, входящий в сонм старейших городов страны с невероятно интересными событиями, благодаря которым буквально каждое сооружение здесь — достопримечательность. Но по пути мы заехали в чудесное место под названием Годеново в Ярославской области. Там, в храме во имя Святителя Иоанна Златоуста, находится великая святыня – Честной Животворящий Крест Господень, явленный в этом месте среди болот с неба пастухам в 1423 году. Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы – без малого шесть столетий – Животворящий Крест даровал людям чудо исцеления от различных недугов и прощения. Вся наша паломническая группа с особым трепетом и благоговением приложилась к Животворящему Годеновскому Кресту и отправилась в Переславль-Залесский.
В Переславле-Залесском и его окрестностях находится несколько монастырей, притягивающих паломников со всей страны. Один из них – это Никитский монастырь. Этот монастырь считается одним из самых древних в северо-восточной Руси. По преданию, первая деревянная церковь на этом месте появилась еще в начале XI-го века, а монастырь появился в XII-ом веке. Верующие едут сюда за исцелением от различных недугов, ведь в монастыре хранятся мощи и вериги преподобного Никиты Столпника, прославившегося не только монашеским подвигом, но и способностью избавлять от хворей. Верующие поклоняются мощам преподобного, чтобы попросить об исцелении от телесной слабости. Говорят, что в ответ на молитвы святой помогает справиться с болезнями конечностей, восстановиться после травм, справиться с бессонницей.
Вода из святого источника, выкопанного Никитой, считается целебной. На источнике устроены купальни, куда паломники приходят окунуться. Рядом с Никитским Собором расположена часовня Столп. Она построена на месте подвига преподобного Никиты. Именно здесь он, надев вериги, провел много лет в посте и молитве. На стенах часовни светлые фрески, которые рассказывают нам эту историю. Все паломники нашей группы с благоговением приложились к мощам святого Никиты, к его веригам и помолились на месте его духовных подвигов. Очень впечатлила старина и духовность этой святой обители, мы все вышли оттуда будто прикоснувшиеся к древности.
Последним пунктом посещения нашей паломнической поездки был город Сергиев Посад и, конечно же, великая русская обитель – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В этом духовном и величественном святом месте нашей русской земли мы остановились с ночлегом на два дня, во время которых с радостью посещали богослужения, а в день отъезда мы все рано утром пришли на братский молебен у мощей преподобного Сергия Радонежско, приложились к его честным мощам, после чего помолились за Божественной Литургией, причастились Святых Христовых Таин и с непередаваемой радость и благодатью поехали домой.
По дороге домой мысли в голове сменяли одна другу, все время перед глазами вставали картины святых мест, где мы побывали и даже, уже сидя в автобусе, нам до последнего не верилось, что это все произошло именно с нами!!! Это настоящий подарок, о котором многие даже и не могли мечтать!!! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ – только эта фраза и в душе и в мыслях не переставала присутствовать. Я верю, что все по воли и милости Божьей – СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ! А ещё, хотелось отдельно выразить слова благодарности и поблагодарить Ларису Владимировну Мирончук, без неё мы бы не побывали в местах великой святости! Низкий поклон иерею Александру Кузенкину, благочинному Уманского округа церквей, окормлявшему нашу паломническую группу и нашим бесстрашным водителям.

Прихожанка храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы станицы Староминской
Ольга Мироненко

Ейская Епархия