Открылся музей Александро-Невской лавры

В музейно-библиотечном корпусе Александро-Невской лавры состоялось открытие постоянной экспозиции музея монастыря, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Как отметил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий, открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX — началу XX века. Музей ставит перед собой просветительскую и миссионерскую цели. Посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви.

По словам епископа Назария, создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их. Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания», — цитирует наместника ИА «Вода живая».

Директор музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры.

Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом Большого драматического театра), иконы, исторические документы, большинство которых — копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве.

Фрагмент экспозиции музея Александро-Невской лавры

Вторая часть предметов — собрание икон, которые не были частью церковного интерьера лаврских храмов, но пришли из других источников, в том числе — резные Царские врата.

Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них — облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора Санкт-Петербурга протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат — дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

Среди раритетов — металлический оклад престола, подаренный патриархом Московским и всея Руси Алексием I в 1957 году, когда открывался Свято-Троицкий собор. Покров престола участвовал в хиротониях практически всех епископов XX века.

Макет монастырских кладбищ — Лазаревского и Тихвинского — дает представление о том, как они выглядели в 1918 году.

Фрагмент экспозиции музея Александро-Невской лавры

Некоторые экспонаты музею подарил епископ Назарий. Например, икону святого Александра Невского, которая находилась в разрушенном храме на Дороге жизни. Ее забрал оттуда офицер советской армии, хранил у себя и в конце жизни отдал Церкви. Образ святого Иоанна Воина прихожанка лавры выхватила из костра, в который в начале прошлого века бросали предметы из Святодуховского храма.

К посещению музея допускаются группы по предварительной договоренности. Планируется, что он будет открыт для посещения каждый день.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — один из самых известных монастырей России, один из двух на территории страны, имеющий статус лавры. Монастырь основал Петр I и посвятил его святому благоверному Александру Невскому — в то время Россия вела войну со Швецией, а по преданию, на месте, где стоит монастырь, Александр Невский разгромил шведское войско в 1240 году.

Обитель пользовалась особым покровительством императоров и членов их семей. Петр I задумывал монастырь как образцовый в плане общественного служения — благотворительное, учебное и лечебное учреждение. В 1714 г. здесь открыли богадельню для отставных солдат, в 1719-м — типографию, в 1726-м учредили духовный образовательный центр — Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию (с 1797 г. — академия).

Внутри Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

В советское время лавра не действовала, мощи святого Александра Невского, которые были перенесены в монастырь еще в 1723 году из Владимира, находились в Музее религии и атеизма и были возвращены только в 1989 году.

На территории лавры находится знаменитый некрополь, который объединяет Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища. Здесь находятся могилы многих знаменитых людей: Д.И. Фонвизина, М.В. Ломоносова, Д. Кваренги, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, Ф.М. Достоевского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других. На основе некрополя в советское время был создан Музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, которым грозило уничтожение.


Церковные древлехранилища

Начало деятельности по охране исторических памятников в России связывают с петровскими реформами XVIII века, но система государственных органов охраны памятников сформировалась только к середине XIX в. По инициативе русского археолога Алексея Уварова в 1864 г. было основано Императорское Московское археологическое общество, способствовавшее появлению сначала светских, а затем и церковных историко-археологических обществ и комиссий по всей территории России.

Собрания образцов церковного искусства и церковных исторических артефактов получили название древлехранилищ.

Церковные древлехранилища устраивались с целью сохранения и изучения вещественных памятников церковной старины рубежа XIX—XX вв., имеющихся в храмах России.

В европейской части страны такие музеи создавались при церковно-археологических обществах. Работа многих древлехранилищ осуществлялась в рамках церковной политики епархий и была направлена на документирование, сохранение и научное изучение истории православия в регионах. Несмотря на бытовые трудности (недостаточное материальное обеспечение, непригодные для нужд музея помещения) древлехранилища являлись своеобразными научно-исследовательскими центрами, выполнявшими функции историко-археологического общества.

После 1917 года подавляющее большинство древлехранилищ было закрыто. Их фонды, научные изыскания и работы частично сохранились в областных музеях и архивах.

После Октябрьской революции библиотеки духовных корпораций прекратили свое существование как целостные книжные комплексы: зачастую рукописи одной коллекции оказывались разобщены по многим ведомственным хранилищам, иногда даже в разных городах, часть книг, «не имевших историко-художественного значения», была уничтожена в 1920—1930-е гг. по решению так называемых ликвидационных комитетов; часть — разошлась среди библиофилов. Такова судьба большинства церковных хранилищ.

В 2000-е годы в Русской церкви возникла идея восстановить систему епархиальных древлехранилищ. На заседании Священного синода 25 декабря 2014 года было принято «Положение о должности епархиального древлехранителя», которое на сегодня является главным церковно-нормативным документом в этой области.

Этим Положением в Русской церкви была введена новая должность — епархиального древлехранителя, «осуществляющего контроль за сохранением памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений».

«В компетенцию епархиального древлехранителя, — говорится в документе, — входит: своевременное информирование епархиального архиерея и Патриаршего совета по культуре о значимых проблемах в епархии, связанных с сохранением недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; наблюдение за сохранностью, своевременным ремонтом, реставрацией переданных религиозным организациям Русской православной церкви в лице данной епархии недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; пресечение действий, направленных на повреждение или уничтожение недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям (по согласованию с епархиальным архиереем); профессиональное взаимодействие с музейным сообществом и организациями культуры».

При этом в Положении был определен круг епархий, в которых данная должность вводилась в обязательном порядке; список включал 34 епархии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях

0
Пресс-служба Ейской епархии
Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.