[gview file=»http://eisk-eparh.ru/wp-content/uploads/2020/03/nam-vsem-byla-nuzhna-odna-pobeda.pptx»]
Слайд 1. Великая Отечественная война вошла в историю мира как невиданная доселе по размеру жертв военная трагедия. Сегодня, читая книги о войне, мы находим массу примеров героизма среди всех категорий населения: известно как воевали журналисты, писатели, поэты, музыканты, дети и даже животные… Практически не находим мы только информации (особенно в качественных печатных изданиях) о роли Русской Православной Церкви в годы войны. И мы вправе задаться вопросом: «А где же была Церковь, какую позицию занимала и почему об этом мало где упоминается?»
То, о чем я вам сегодня расскажу, ряд архивных документов и фотографий, которые вы увидите на экране еще недавно хранились под грифом «Строго секретно», но большинство документов были уничтожены. Потому что еще недавно верить в Бога было смертельно опасным делом, а сама Русская православная Церковь была гонима и распинаема.
Жизнь Церкви в годы войны – тема многогранная. Но факт остается фактом: именно в период войны оживилось религиозное сознание граждан, радикально изменились государственные и церковные взаимоотношения. Руководство страны, перед лицом грянувшей войны, осознало силу единства веры, чести и долга. Всеобщая забота о спасении Родины сплотила ранее противостоящие друг другу силы. В один строй стали те, кто «за Святую Русь» и кто «за социалистическое Отечество».
Слайд 2. Какой была Русская Православная Церковь накануне Великой Отечественной войны.
С 1917 года и до начала войны 1941 года политикой партии осуществлялось жестокое преследование православной церкви на всей территории СССР. Закрывались, а чаще уничтожались храмы и монастыри, производились массовые расстрелы священников и членов их семей, проводились кампании по изъятию ценностей и вскрытию мощей. Верующие люди объявлялись врагами народа, становились лишенцами и изгоями.
За 23 года до начала войны 95%!!! храмов были закрыты, а большинство разрушены.
Результатом антирелигиозной деятельности советской власти к концу 30-х годов ХХ века стало практически полное уничтожение инфраструктуры Русской православной церкви.
До 1917 года | Конец 30-х годов |
Архиереев: 130 | Архиереев: 4 |
Священников и членов их семей: 166 700 | Священников и членов их семей: 59 000 |
Православных храмов: 55 173 | Православных храмов: 8 302 действующих — 100 приходов |
На Кубани храмов: 667 | На Кубани храмов: 7 |
Слайд 3. В мае 1932 г. правительством был принят декрет, подписанный И.В. Сталиным, по которому объявлялась «безбожная пятилетка», согласно которой «имя Бога должно быть забыто на территории всей страны к 1 мая 1937 г.»
Невзирая на особо жестокую пятилетку гонений, согласно переписи населения в 1937 г. более 50%, а в некоторых регионах до 75% граждан СССР объявили себя верующими в Бога людьми
Слайд 4. На 22 июня 1941 года был намечен очередной взрыв храма. Выбор пал на единственно действующий в Москве Богоявленский Елоховский собор. Но… Грянула война!
Слайд 5. Идеология фашизма.
Что бы заручиться поддержкой мирового сообщества, идеологи фашизма разработали целую концепцию. Они свое разбойничье и поработительское нападение на Советский Союз стали преподносить как освободительную войну против кровавого, безбожного террора власти Советов.
На начальной стадии войны нацисты всячески демонстрировали свое расположение к Православию, прикидывались союзниками казаков и верующих. Только на Кубани было открыто 192 храма.
А реальное отношение к Православию было таким: основатель германской идеологии А.Розенберг писал: «Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом — свастикой».
Нацисты стремились расколоть общество, столкнуть его граждан и молниеносно выиграть эту войну, «Блицкриг» — как мечтал об этом Гитлер.
Слайд 6. Как же относилась Русская Православная Церковь к фашизму и его идеологии.
Уже 22 июня 1941 года в первый день войны митрополит Сергий Страгородский, возглавлявший в то время официальную Церковь, обратился к советским людям с посланием:
«… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
… Положим же души своя вместе с нашей паствой (обращается к священникам)
Господь дарует нам победу!»
Свыше 20 воззваний написал митрополит Сергий за первые два года войны, и каждое из них находило живой отклик в сердцах верующих. Священники поднимали народ, благословляли стоять на смерть за веру и Отечество. Фашистские власти не ожидали такого мощного противостояния митрополита и гонимой церкви. И от «третьего рейха» незамедлительно последовал приказ группенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года, согласно которому при захвате Москвы следовало незамедлительно арестовать митрополита Сергия. Этот приказ был найден в архивах СС после полной капитуляции Германии.
Какова же была деятельность РПЦ в годы войны?
Слайд 7. Поддержка молитвой. Церковь установила ежедневные моления, особые молитвы и молебны о даровании победы. С объявлением войны народ по всей стране потянулся в храмы. Не прекращаясь, служились молебны о победе. «Молитва – это сила такая же реальная, как и сила земного притяжения» — утверждает Алексис Каррель, Нобелевский лауреат, ведущий трансплантолог мира.
Слайд 8. Духовная, моральная поддержка.
В это сложное время, время великих испытаний, как никогда важны духовная, моральная поддержка, вера в победу. Вера в то, что Бог и правда на нашей стороне! И священники, выжившие и сохранившие веру в горниле кровавых репрессий, как никто другой, вдохновляют воинов к победе над фашизмом, благословляют стоять за Родину на смерть, а часто и сами идут со своей паствой в бой, в партизаны и на смерть. Вы думаете: «Да чего стоят слова на войне. Говорить, мол, могут все». Внимание на экран: на фотографии перед вами священник-герой Александр РОМАНУШКО с партизанами. С лета 1942 года отец Александр служил не в храме, а в партизанском отряде священником в Пинском соединении под командованием легендарного генерал-майора героя СССР Василия Коржа. Летом 1943 года к генералу обратились жители оккупированных немцами белорусских сел с просьбой прислать священника и отпеть убитого полицая. Генерал оставил решение за священником. Отец Александр приехал на кладбище, где его ждали вооруженные полицаи десяти сел в сопровождении двух автоматчиков, облачился, покадил и вдруг сказал: «Братья и сестры, я понимаю горе матери и отца убиенного. Но не наших молитв и «Со святыми упокой» заслужил сей во гробе лежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Предадим же его анафеме!»
Полицаи оторопели, а священник продолжал:
— К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ. Около 50 полицаев прямо с кладбища ушли вместе с батюшкой в партизаны, а оставшиеся не посмели по ним стрелять. За этот подвиг отца Александра наградили медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени.
Многого стоит поддержка в трудную минуту тех, кто сам пережил страдание. И кому как не Церкви нашей Русской Православной, кровью своей омытой и с пепла восставшей, было под силу поднять дух народный. «Православные! Все от священника до мирянина, боритесь! Боритесь и побеждайте! Врагу не уступайте. Священный пример великого Александра Невского, небесного покровителя нашей Родины, да будет перед вами! С мечом в руках и огнем веры в сердце исполняйте свой великий долг» — с такими словами ежедневно обращались епископы к своей пастве. Обращался, писал, проповедовал и Кубанский епископ Фотий (Топиро). Епископ Фотий входит в Комитет по расследованию зверств фашизма на Кубани и одним из первых дает статьи для зарубежных издательств…
Слайд 9. Деятельность РПЦ в годы войны. Забота.
На оккупированных территориях священники, рискуя жизнью, оказывают помощь партизанам, укрывают раненных, помогают пленным и семьям погибших, особо заботятся о детях-сиротах. По 50 сирот священники На фотографии первый слева – священник, казненный гитлеровцами за помощь партизанам.
С первых дней войны Церковь участвовала в организации госпиталей и их финансировании. Повсеместно в храмах собирали теплые вещи, продовольствие для детей и раненых солдат. Церковь вела сбор средств в Фонд обороны страны, Красного Креста, в поддержку бойцам Красной Армии и их семьям.
Православные общины включались в патриотическую деятельность, помогая Родине деньгами, продуктами питания, своим трудом.
Слайд 10. Все для Родины, все для Победы!
Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны составила более 300 млн.руб. Кроме того на средства верующих были выстроены авиационная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна имени Дмитрия Донского насчитывающая 40 танков Т-34.
Слайд 11. Врачебное служение Церкви. Среди священства, монахов и монахинь многие люди имели медицинское высшее и среднее образование, которым служили на фронтах, в госпиталях приближая победу. Но самым известным врачом стал архиепископ Лука, выдающийся ученый, гениальный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. На момент начала войны епископ Лука находился в многолетней ссылке из-за религиозных убеждений. С первых дней войны политзаключенный епископ Лука послал телеграмму В Верховный Совет на имя М. Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Положительный ответ пришел незамедлительно…
С октября 1941 года святитель Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом. Из сохранившихся архивных материалов и писем видно, что святитель Лука каждый день проводил в операционной по 10-11 часов, выполняя уникальные операции. Тысячи бойцов и офицеров прошли через его руки, и его молитва, любовь к солдатам и гениальное искусство сохраняли жизнь и здоровье бойцам.
Слайд 12. В 1946 году, будучи епископом, владыка был удостоен Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии». Этой книгой руководствовались не только хирурги времен второй мировой войны, но и долгое время после. Также владыка был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Слайд 13. Священники-герои ВОВ.
Попы, диаконы, певчие, псаломщики, как некогда и герои Куликовской битвы монахи-богатыри Пересвет и Ослябя, встали на защиту русского народа, отлично понимая, почему для немцев все мы были русские, вне зависимости от национальности и вероисповедания.
На фото герой двух мировых войн – крестьянин, а впоследствии священник Федор Пузанов. За храбрость в Первой мировой был награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Служил в оккупации, вошел в доверие к немцам и стал партизанским разведчиком, поставляя партизанам ценные сведения. Рискуя жизнью спас более 300 сельчан, собранных фашистами для отправки в Германию, и привел их в партизанский отряд. Награжден медалью «Партизан Великой Отечественной войны».
Слайд 14. Священников-героев было много. Никто не вел отдельного учета этих подвигов. Протоиерей Николай Агафонов, автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие священнослужители, отсидевшие за веру срок в тюрьмах и лагерях на войне стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами».
Слайд 15. Более сотни из них были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны».
Слайд 16. А сколько героев-солдат и боевых офицеров, в тяжелое время войны обрели Бога, а многие дали обет и после войны стали священниками, монахами и монахинями. Судьбы этих удивительных людей поражают своей цельностью, силой духа и героизмом. Они встретили Бога на войне. И один необычный случай я вам расскажу. Перед вами на фото в верхнем правом углу матушка София (в прошлом радистка Катя Ошарина). От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).
«… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, под Кенигсбергом.
Очень трудно давался бой. Мощные укрепления, связанные подземными ходами, большие силы немцев, каждый дом — целая крепость. Сколько наших солдат погибло!…
Мы взяли Кенигсберг с Божией помощью. Эту помощь свыше я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Вижу, собрались монахи, священники человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери и с ней пошли… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»
И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.
Наши опомнились, открыли по немцам стрельбу за какие-то 15 минут взяли Кениссберг! Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». А знакомый офицер сказал мне тогда, что до этого молебна перед войсками священники молились и строго постились неделю».
Все эти удивительные люди заслуженно в День Победы 9 Мая прикалывают к рясам ордена и медали. Они сражались за Родину!!!
Слайд 17.
Война 1941-1945 внесла существенные коррективы в прежнюю модель государственно-церковных отношений. Перед лицом неслыханной беды осознание угрозы Отечеству свело в один стан прежних идеологических врагов. Церковь и государство стало подлинными союзниками в борьбе за спасение Родины.
Оценил заслуги Церкви и тов. Сталин. Из тюрем были освобождены священники и верующие. В 1943 году было восстановлено Патриаршество. Открылись храмы и семинарии. Люди снова смогли открыто исповедовать свою веру, не боясь репрессий. В войне мы победили!
Слайд 18.
Вера — как много она значит на войне! С верой шли к Победе и с верой шли на смерть, вернее к Богу. «Они не в землю полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Ушел в бессмертие к Богу и офицер 642 батальона Александр Зацепа. Это письмо, написанное за несколько минут до смерти, нашли в его простреленной шинели. Оно обращено к Богу и написано белым стихом.
Слайд 19.
Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.