22 ноября 2019 г. настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Ейска иерей Сергий Бобошко встретился с учащимися 5-го класса средней общеобразовательной школы №7 имени Павленко. «Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» — была выбрана тема встречи в рамках Михаило-Архангельских чтений.
Батюшка рассказал ученикам о том, что мы — ныне живущие, являемся наследниками Великой Победы, 75–летие которой будет праздноваться 9-го мая 2020 года и, далее, продолжил разговор о священнослужителях, внесших свою лепту в борьбе с немецко-фашитскими захватчиками:
Так, в начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (1877 – 1961), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание. Прошение Владыки было удовлетворено, и с октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, архиепископ Лука, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.
Сегодня хорошо известно имя преподобного Серафима Вырицкого (1866 – 1949). В 1941 году старцу было 76 лет, болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Преподобный Серафим продолжил подвиг столпничества, молясь о спасении России от врагов. Старец молился перед иконой Серафима Саровского, которая крепилась к яблоне. К месту моления его вели или несли на руках. Так продолжалось каждый день, в любую погоду.
Будущий Патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) (1877 – 1970). Весь страшный период блокады архипастырь не покидал город на Неве, проповедовал, ободрял, утешал, причащал и служил зачастую один, без диакона. Владыка неоднократно обращался к блокадникам с патриотическими воззваниями. После прорыва блокады города глава Ленинградской епархии был отмечен боевой наградой – медалью «За оборону Ленинграда».
Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий, в войну пулеметчик Виктор Александрович Коноплёв (1910-1988), несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет, за что был награжденный медалью «За боевые заслуги».
Будущий митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001) по окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После двух пулемётных ранений и обморожения конечностей попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в 1943 году.
Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовник отец трёх русских Патриархов — схиархимандрит Кирилл Павлов (1919-2017). Из его военной биографии известны лишь отдельные факты: защищал Сталинград, чудесным образом им было найдено в руинах разрушенного города Евангелие, с котороым он прошел всю войну. По демобилизации поступил в семинарию. По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. В этом же году был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре, был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. С 1965 года стал духовником братии Лавры, его возвели в сан архимандрита.
Будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975) с 1942 года находился на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина, за ратный подвиг был награжден Орденом Красной звезды, медалью За отвагу, медалями За боевые заслуги.
Будущий архимандрит Петр (Кучер) (род. 1926 г.). В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию, участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых—орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.
Будущий архимандрит Нифонт (Глазов) (1918-2004), когда началась Великая Отечественная война нёс службу в Забайкалье, затем был направлен на учебу в одно из военных училищ. Артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге, вскоре был назначен командиром зенитной батареи. В 1945 г. в Венгрии у озера Балатон был ранен, ему перебило коленные суставы, пришлось пережить несколько операций. Старания хирургов не смогли спасти ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. За ратный подвиг был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».
Священник Федор Пузанов (1888-1965) во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны. С 1942 года имел связь с партизанами, помогал им всем, чем мог. Получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны». С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.
5 января 1943 г. Патриарший Местоблюститель Сергий (Старогородский) послал Сталину телеграмму, испрашивая разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда бы могли вноситься деньги, пожертвованные на военные нужды. Разрешение было получено, к лету 1945 г. общая сумма денежных взносов, по неполным данным, составила более 300 млн. руб. — без учета драгоценностей, одежды и продовольствия. Особо значимым церковным деянием стала постройка на средства православных верующих колонны из 40 танков Т-34 «Димитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский».
Сегодня ещё крайне мало известно о священнослужителях, духовно и с оружием в руках воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в шинели с оружием в руках и молитвой на устах. Такой статистики никто не вел, но их подвиг безсмертен.
В завершение о. Сергий ответил на вопросы учеников и вновь подчеркнул то, что мы должны не только хорошо знать свою историю, но и на деле помнить и чтить подвиг нашего народа – победителя в борьбе за свободу и независимость нашего Отечества.