Епископ Ейский и Тимашевский Павел (Кубанская митрополия)
Ваше Преосвященство, как Вы думаете, почему свободы у молодежи якобы стало больше – об этом везде и всюду говорят, а вот число послушников в монастырях и вообще желающих пойти в монастыри уменьшилось?
Видимо, причина кроется в том, что разный смысл вкладывается в само слово «свобода». Все-таки в аскетике свобода – это свобода от страстей, свобода во Христе. А в мирском понимании свобода – это проявление страстей. Спросим себя: какой свободы стало сейчас больше? Той, когда страсти проявляются. А свободы, когда душа с ними борется – ее-то, мне кажется, стало намного меньше. То есть дилемма в том, что в наши дни особенно остро ощущается разное понимание свободы.
Что Вы можете сказать о сегодняшней молодежи?
Хочу обратиться к своему недавнему прошлому, когда я был наместником (игуменом) Михаило-Архангельского монастыря в селе Козиха Новосибирской области. У монастыря есть подворье в Новосибирске – Троице-Владимирский собор, где проводились мероприятия для верующей молодежи, принимающей активное участие в жизни прихода. Честно говоря, я даже не ожидал, что есть столько хороших молодых людей! Некоторые из них, я знаю, готовят себя к браку, к дружной семейной жизни. Некоторые уже создали семьи. Несколько юношей и девушек собираются уйти в монастырь, что не может не радовать. Мы с ними – с нашей молодежью на подворье – изучали творения святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Лествичника, преподобного аввы Дорофея. Было видно, что все ходят на занятия с удовольствием, задают очень правильные вопросы. Словом, это были интересующиеся сознательные молодые люди. И потом мы приучали их к богослужению. Изучали с ними церковнославянский язык и церковное пение. Известная истина: когда создается ядро, на него очень много нарастает. Вот и здесь «наросло». На мой взгляд, молодежный клуб при Троице-Владимирском соборе – сегодня один из лучших молодежных клубов в Новосибирской митрополии. Если говорить о том, чего не хватает современной молодежи, то выражу свое мнение: будь в большинстве современных семей традиции воспитания такие же, как в дореволюционных благочестивых семьях, обществу было бы намного легче. А сейчас посмотрите, сколько безотцовщины, просто беда! Во многих семьях (в том числе и в полных, как мы говорим) дети не приучены слушаться родителей. Причина на виду: родители своей жизнью не являют пример для детей, не становятся для них авторитетом. Я думаю, что это наша основная «болевая точка»: нет традиционного семейного воспитания.
На международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи», проходившей осенью прошлого года, епископ Воскресенский Дионисий, рассказывал о старце Авеле – сначала монахе Святой Горы Афон, а затем наместнике Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. Владыка говорил, что старец заменил попечение родителей многим инокам, приходившим в монастыри из неполных семей, и научил заново почитать отца и мать. Как Вы думаете, есть шансы у человека в современном монастыре обрести отцовство, семью, материнство?
Ну, я про наш монастырь скажу, где был наместником и куда, добавлю, попал по благословению приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина). Братия в нем собралась очень хорошая, отцы очень заботливые. Те, кто у нас бывал (даже если люди временно приезжали, чтобы немного пожить в монастыре), отмечали единодушно: в монастыре они видели настоящее братство и доброе правильное отношение к послушникам. Что касается нашего монастыря в сибирском селе Козиха – новосозданной обители в тех краях, то появлению дружной монашеской семьи во многом поспособствовали ее отцы-основатели. Они хорошо потрудились, сумев сплотить братию, которой сегодня насчитывается до 50 человек. А сам монастырь, как принято говорить, стал кузницей кадров. Из него вышло семь архиереев, которые возглавили кафедры в Сибири, на Дальнем Востоке, Камчатке, Чукотке.
Вы, Преосвященнейший Владыка, совсем недавно переехали из Сибири в теплые края – на Кубань, получив новое назначение – на Ейскую и Тимашевскую кафедру. В новой епархии, которую Вы возглавили, есть монастыри?
В ней три монастыря. Это мужской монастырь Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь, который был первым монастырем, основанным на Кубани и пользовался огромным уважением в казачьей среде. С 2011 года началось его возрождение. А Свято-Духов мужской монастырь решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в июне 1992 года на окраине города Тимашевска. Многие паломники знают про женский монастырь святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, который находится в станице Роговской Тимашевского района. Мне же в ближайшем будущем только предстоит обстоятельное знакомство с монастырями в епархии, его руководителями, насельниками и насельницами. Еще я надеюсь продолжить работу с молодежью, как это было у меня в Сибири.
https://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/kak-sokhranit-svobodu/