«Нравственные ценности и будущее человечества»
ст. Брюховецкая, 12 октября 2017 г.
Всечестные отцы, братья и сестры!
Я рад приветствовать всех вас — уважаемых участников и гостей на V Михайло-Архангельских духовно-образовательных Чтениях!
Вечность и актуальность нравственных ценностей бесспорна. На всех этапах развития человечества под разным углом зрения и с разной глубиной постигалась категория понятия «нравственность». По-разному интерпретировался термин «нравственное воспитание»: иногда он заменялся понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание», «социальное воспитание».
Владимир Мономах, великий князь Киевский, в своих «Поучениях», вошедших в Лаврентьевскую летопись, давал своим сыновьям и современникам ряд наставлений: « …не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите». В «Поучении» князь рассказывает, что свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Его волнует проблема нравственной ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.
С чем можно сравнить нравственность и чему уподобить? Мыслители разных эпох разносторонне и образно трактовали это понятие. Но нам ближе то, которое говорит, что нравственность — это превосходная степень человеческой порядочности и добродетели.
Система запретов, возникшая как выводы из опыта человеческой жизни, рождает нравственные законы. В обществе первых людей силами коллектива обуздывался эгоизм, развивалось трудовое взаимодействие и взаимопомощь. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени. Не было судов, полиции, тюрем — была свобода коллективизма. С другой стороны, человек был не свободен от деспотизма коллектива, от традиций, примет, обрядов, стихийных сил природы, которым он поклонялся – это всё у язычников.
Богоизбранный народ начинает жить по своду правил и установленных норм, которые опираются на Закон. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а самим этим Законом.
Принятие христианства дало человеку возможность освобождения от пут греховного, растленного мира. Робкая душа соблазняется дьяволом, и отсюда происходят дурные поступки. Во время молитвы человек осознает себя рабом Божьим, и при отпущении грехов переживает свободу как свободу от греха. Христианство рождает понятие духовной свободы. И она выражается в том, что человек может делать свой выбор. Если выбор подчиняется неким правилам, разум господствует над желаниями и чувствами, человек в поступках ставит границы допустимого и определяет недопустимое – это и есть нравственная свобода. Святые всех времён, в самых разных землях просиявших, поражали, например, своих мучителей свободой собственного выбора, который им диктовала совесть. Ибо совесть – внутренний суд над самим собой, нравственное сознание человека, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра.
В настоящее время маятник истории после большого столетнего цикла вновь начинает движение в сторону признания христианской нравственности.
Духовно-нравственная основа человека — предмет изучения не только философов и богословов. Многие социальные реформаторы, общественные деятели, а также известные политики и идеологи активно стремились постичь категорию нравственности для создания «идеального», т.е. подлинно нравственного человеческого общества.
Не многие сегодня знают о том, главный документ о нравственности в США под названием Библия Джефферсона или «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета» 1895 г., положенный в основу «Декларации независимости» представляет собой свод нравственных принципов, лежащих в основе американской идеологии и философии. Этот нравственный кодекс списан с Евангелия, но не дословно, а рационально переработан с устранением всех духовных артефактов, подтверждающих богочеловеческую природу Спасителя. Библия Джефферсона утверждает приоритеты социальных принципов и рационально-прагматичных отношений над духовными. Иисус Христос по мнению Джефферсона и по-американски, соответственно, — это никакой не Бог, а обычный социально озабоченный глубоко нравственный «человек», заботящийся о нравственности, социальной справедливости, равноправии и свободе.
В нашей стране тоже пытались создать идеальное общество. После революции христианский моральный кодекс был заменен революционным, в котором нравственным провозглашено было всё то, что выгодно пролетариату, но в конечном итоге его авангарду — партии. Даже кровь получила оправдание в такой морали. В жертву этой морали были принесены миллионы людей. Однако такой античеловеческий моральный кодекс не мог долго существовать открыто и — когда он сделал свое дело, большая часть не угодных партии была убита или посажена в лагеря, сослана, — тогда революционный кодекс был заменен на моральный кодекс строителя коммунизма. Это ещё один пример, связанный с использованием евангельских основ нравственности, не один десяток лет вдохновлявший советских людей на выдающиеся подвиги и социальные достижения.
Американская и советская доктрины, формируя кодекс нравственности, потеряли Бога, как Первоисточник самой нравственности. Как тут не вспомнить слова персонажа романа Федора Достоевского о том, что «если Бога нет, всё дозволено». О нравственных ценностях американцев, которые на протяжении всей своей истории осуществляют военные вторжения (и не только) во многие страны мира, сегодня говорить не будем. Что стало с Советским Союзом, мы знаем.
В настоящее время нравственность — это главный способ достижения подлинной духовности и едва ли не единственный гарант сохранения устоев человеческой личности от окончательного разрушения эгоизмом, который так часто доминирует в отношениях между людьми.
Нередко разговоры о нравственности вызывают у людей раздражение: многих сейчас волнуют другие вопросы. В общественном сознании на первом месте стоят иные ценности – польза, прибыль. С одной стороны, условием для нравственного поступка должна быть свобода, с другой стороны, свобода – условие и для безнравственного поступка. Однако любая свобода заканчивается там, где она задевает и нарушает права других.
Воинствующая пропаганда хамства, святотатства и бесстыдства, цинично насаждаемая кучкой людей, далеких от морали и нравственности, направлена в первую очередь на разрушение традиционных для России духовных, семейных, человеческих ценностей, ведет к нравственной деградации общества. Это провоцирует новые глумления, издевательства, попрание святынь, осквернение духовных ценностей.
В канун 100-летия революций в России не на шутку многих соотечественников затронул фильм «Матильда». Депутат Государственной Думы Наталья Поклонская рассказала о шквале обращений, которые поступили ей по этому поводу, причём не только от православных верующих России. Свои петиции и обращения направили настоятель и насельники православного монастыря в США, мусульмане из Дагестана. Десятки тысяч людей разного вероисповедания считают безнравственным, что в фильме, снятом на деньги налогоплательщиков, главную роль нашего православного святого, государя Николая II играет немецкий порноактер, хотя он сам отрицает этот факт, а в роли императрицы – тоже иностранка, представляющая британскую альтернативную культуру.
Председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон убеждён, что « художественный вымысел ни в коем случае не должен быть обманом». Владыка Тихон считает очень хорошим признаком то, что «немалое число … соотечественников сегодня … почитают важным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан…». Чтобы в сознании зрителей история царской семьи не осталась чудовищным мифом киносценаристов и продюсеров, неравнодушные россияне разместили билборды с цитатами из переписки святых царственных страстотерпцев, посвященные любви, браку и семейному счастью, цитаты из личного дневника императрицы и ее писем к супругу. Напечатаны тысячи аналогичных листовок, которые будут раздаваться добровольцами зрителям по всей стране. Это ли не проявление нравственности современников?
Русский человек всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?».
Возможно, ответ мы найдём у ковчега с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, который сейчас пребывает в Ейской епархии. Сегодня все участники Чтений имеют возможность приложиться к этой святыне.
Жизненные перипетии, особенно новопрославленных российских святых, близких к нам по времени, могли бы лечь в основу замечательных художественных произведений для детей и юношества. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба этих людей — все это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых подрастающему поколению. Здесь можно привести жизнь таких святых, как Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, в 1918 году брошенная в шахту, обреченная на смерть, раненая, она оказывала помощь страдающим с нею людям.
Пример из другого ряда — подвижническая жизнь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), профессора хирургии, лауреата Государственной Сталинской премии, автора учебника по гнойной хирургии, который в самые трудные годы, когда за веру можно было поплатиться жизнью, принимает в 1921 году священный сан, затем становится архиереем. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей того времени: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. В 1941 году, находясь в ссылке после многих лет лагерей, святитель Лука обратился к правительству с просьбой направить его работать в госпиталь хирургом и всю войну он проработал в Красноярских госпиталях, делая сложнейшие операции и спасая самых безнадежных раненых. По окончании войны его даже наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После войны святитель совершенно ослеп, но продолжал служить, давал консультации врачам. Похоронен он в городе Симферополе. Несмотря на многочисленные церковные публикации, его подвиг остается неизвестным для большинства наших взрослых соотечественников, тем более для юношества.
И, конечно, нельзя обойти молчанием жизнь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Не случайно его имя возглавляет список новомучеников и исповедников Российских. Он в высшей мере явил подвиг исповедничества (исповедник — христианин, претерпевший за Христа мучения, но по каким-либо причинам не казненный). В самые тяжелейшие годы он принял на себя бремя Первосвятительства и пронес его незапятнанным через все испытания и лишения.
Сегодня находятся желающие уверять, что «религия — это коммерческий проект». Что же, люди твердо приверженные лжи, будут лгать перед лицом любых фактов. Но подвиг новомучеников делает эту ложь очевидной.
Ни на какой мощи сверхсовременных технологий и оружия не удержится страна, если в её народе, пусть даже подспудно, не живёт та вера, которая нашей Русской Церковью была в нем утверждена и поддерживалась даже в самое лютое время безбожия!
Нравственность всегда тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться Богу и, в какой-то степени, преображается.
В современной России вопрос возрождения духовных и нравственных ценностей решается на государственном уровне. Существуют молодёжные структуры, общественные объединения, которые создают для молодёжи современные концепции, проекты, программы духовно-нравственного содержания. Архиважным условием для достижения высокого результата на этой стезе, по мнению многих, является участие в этом деле Русской Православной Церкви.
К примеру, летом этого года клирик нашей епархии участвовал в многодневном велопоходе, преодолев вместе с подростками на велосипедах около двухсот километров. Ежедневная разбивка палаточного лагеря на новом месте, испытания жарой в степи, приготовление пищи исключительно на костре и неформальное общение со священником послужили молодёжи тем духовным упражнением, которое за небольшой срок подняло уровень их нравственного поведения до высоты самопожертвования. Это не единичный пример, когда священники своим личным примером прививают и сохраняют нравственный иммунитет молодого поколения, чтобы не получилось так, когда у человека на груди крестик, а в душе нолик. Воспитывать нравственность без веры невозможно.
Кубань активно укрепляет позиции на поприще нравственного воспитания. Учителя и педагоги, библиотекари и казачьи наставники закладывают в детские души главные ориентиры –вечные ценности, которые не стареют, не сгорают, не тонут — это отношение к старшим и к Отечеству, добро, совесть, истина, вера, Любовь.
Ученик 8 класса одной из кубанских школ Дмитрий Лихманюк в своём сочинении-размышлении о нравственности написал: «Я вижу Кубань как солидарное общество. Общество, где судьба одних людей небезразлична другим людям, где помощь и поддержка сограждан — норма в отношениях между людьми. Я вижу Кубань как общество, где люди способны объединиться для решения общих проблем самостоятельно, а не по принуждению или разнарядке».
У государства и Церкви общие цели, и, в первую очередь, – благо общества и каждого человека. Государство провозгласило главным приоритетом интересы личности, закрепило этот постулат в Конституции нашей страны. Не касаясь политической стороны, Церковь заботится о том же. Возвращение поколению XXI века православной веры, а значит нравственности, свободы, семьи поможет России противостоять мировым нормам безнравственности и развращенной морали.