Архиерейский собор изменил порядок совершения литургий во всех кафедральных соборах Русской церкви

Статьи, интервью, рассказы

На Архиерейском соборе Русской православной церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принято Положение о наградах Русской православной церкви

В нем, в частности, содержится пункт, согласно которому отныне во всех кафедральных соборах епархий Русской церкви Божественная литургия будет совершаться с открытыми Царскими вратами вплоть до молитвы «Отче наш». То есть, даже если литургию совершает не архиерей и не священник, имеющий право служения с открытыми Царскими вратами как личную награду, Царские врата на литургии будут оставаться открытыми бόльшую часть богослужения.

[subtitle]

В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»

Пункт 2.3.16 Положения о наградах Русской православной церкви

[/subtitle]

Особый порядок богослужения. Миссионерские цели и задачи

В 2011 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято новое Положение о богослужебно-иерархических наградах. В него был включен пункт о возможности дарования Патриархом права служить с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» храму или монастырю.

«Такое право может быть дано в том случае, если храм является кафедральным или имеет большое историческое значение, — пояснил тогда в своем комментарии для сайта журнала ”Нескучный сад” заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). — За два прошедшие года многие епархиальные преосвященные представили свои кафедральные соборы к аналогичному награждению. Они направляют прошения на имя Святейшего, и, как правило, он не отказывает».

В сентябре 2012 года патриарх Кирилл удостоил права совершения литургии с открытыми Царскими вратами кафедральный храм Московской городской епархии — храм Христа Спасителя.


В 2014 году, в преддверии Рождественских праздников Предстоятель Русской церкви издал указ, согласно которому впредь в день праздника Рождества Божественная литургия должна проходить таким же, особым порядком — уже во всех без исключения храмах РПЦ.

«По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской православной церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…”», — говорилось в документе (указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-01/209 от 31.12.2014 г.).

Представители духовенства высказались в поддержку этого нововведения, которое, по мнению священников, должно способствовать более глубокому пониманию истин православной веры, более полному и осознанному участию в храмовом богослужении. Об этом, в частности, говорили настоятели нескольких московских храмов в своих комментариях для сайта «Православие и мир».

Новая норма Положения о наградах Русской православной церкви продолжает и развивает курс, обозначенный патриархом Кириллом.

Отверстые Царские врата на литургии. Смысл и историческое развитие символа

В ранней Церкви богослужение часто проходило в храмах, где алтарная преграда и Царские врата как ее часть отсутствовали вообще. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой восходят к IV веку. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Со временем завесы широко распространились в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе.

Тем не менее, алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его для молящихся в храме.

В православном Предании алтарь является символическим изображением рая. В процессе развития православного богослужения Царские врата (в греческой традиции — «Святые врата») приобрели большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат рая и наполнение всех райским светом.

Особое значение Царских врат проявляется также в том, что во время богослужения священнослужители выходят ими из алтаря только в определенных случаях. Например, во время причащения мирян через них выходит служащий литургию священник, олицетворяющий Царя Славы Господа Иисуса Христа, присутствующего во Святых Дарах.


Наконец, в дни Святой Пасхи Царские врата остаются открытыми в течение всей Светлой седмицы, символизируя победу Христа над смертью и рай, открытый Воскресением Христовым для всех верующих в Него.

На сегодня во многих приходских храмах Элладской церкви царских врат вообще не существует, а завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы.

В начале XX века попытки некоторых российских иерархов и священников совершать литургию с открытыми Царскими вратами были восприняты большинством верующих и духовенства как нововведение, чуждое традиции Русской церкви. Как правило, эти нововведения пытались реализовать представители так называемой «Живой церкви» — движения, получившего название обновленчества.

Так, например, в ноябре 1921 года святитель Тихон (Беллавин) в своем обращении к архипастырям и пастырям Русской церкви писал, что под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих «в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. <…> …Открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике».

«На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения», — заявлял патриарх Тихон.

Позднее, в 1925 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в своем указе от 14 сентября писал:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма…»

«Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике», — говорилось в указе.

Со временем право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами (в двух видах: либо до Херувимской песни, либо до молитвы «Отче наш») приобрело в Русской церкви статус награды, которой удостаивали наиболее заслуженных священнослужителей.

Ейская Епархия