Архиерейский собор изменил порядок совершения литургий во всех кафедральных соборах Русской церкви

На Архиерейском соборе Русской православной церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принято Положение о наградах Русской православной церкви

В нем, в частности, содержится пункт, согласно которому отныне во всех кафедральных соборах епархий Русской церкви Божественная литургия будет совершаться с открытыми Царскими вратами вплоть до молитвы «Отче наш». То есть, даже если литургию совершает не архиерей и не священник, имеющий право служения с открытыми Царскими вратами как личную награду, Царские врата на литургии будут оставаться открытыми бόльшую часть богослужения.

В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»

Пункт 2.3.16 Положения о наградах Русской православной церкви

Особый порядок богослужения. Миссионерские цели и задачи

В 2011 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято новое Положение о богослужебно-иерархических наградах. В него был включен пункт о возможности дарования Патриархом права служить с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» храму или монастырю.

«Такое право может быть дано в том случае, если храм является кафедральным или имеет большое историческое значение, — пояснил тогда в своем комментарии для сайта журнала ”Нескучный сад” заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). — За два прошедшие года многие епархиальные преосвященные представили свои кафедральные соборы к аналогичному награждению. Они направляют прошения на имя Святейшего, и, как правило, он не отказывает».

В сентябре 2012 года патриарх Кирилл удостоил права совершения литургии с открытыми Царскими вратами кафедральный храм Московской городской епархии — храм Христа Спасителя.

Архиерейский собор изменил порядок совершения литургий во всех кафедральных соборах Русской церкви


В 2014 году, в преддверии Рождественских праздников Предстоятель Русской церкви издал указ, согласно которому впредь в день праздника Рождества Божественная литургия должна проходить таким же, особым порядком — уже во всех без исключения храмах РПЦ.

«По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской православной церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…”», — говорилось в документе (указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-01/209 от 31.12.2014 г.).

Представители духовенства высказались в поддержку этого нововведения, которое, по мнению священников, должно способствовать более глубокому пониманию истин православной веры, более полному и осознанному участию в храмовом богослужении. Об этом, в частности, говорили настоятели нескольких московских храмов в своих комментариях для сайта «Православие и мир».

Новая норма Положения о наградах Русской православной церкви продолжает и развивает курс, обозначенный патриархом Кириллом.

Отверстые Царские врата на литургии. Смысл и историческое развитие символа

В ранней Церкви богослужение часто проходило в храмах, где алтарная преграда и Царские врата как ее часть отсутствовали вообще. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой восходят к IV веку. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Со временем завесы широко распространились в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе.

Тем не менее, алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его для молящихся в храме.

В православном Предании алтарь является символическим изображением рая. В процессе развития православного богослужения Царские врата (в греческой традиции — «Святые врата») приобрели большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат рая и наполнение всех райским светом.

Особое значение Царских врат проявляется также в том, что во время богослужения священнослужители выходят ими из алтаря только в определенных случаях. Например, во время причащения мирян через них выходит служащий литургию священник, олицетворяющий Царя Славы Господа Иисуса Христа, присутствующего во Святых Дарах.

Архиерейский собор изменил порядок совершения литургий во всех кафедральных соборах Русской церкви


Наконец, в дни Святой Пасхи Царские врата остаются открытыми в течение всей Светлой седмицы, символизируя победу Христа над смертью и рай, открытый Воскресением Христовым для всех верующих в Него.

На сегодня во многих приходских храмах Элладской церкви царских врат вообще не существует, а завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы.

В начале XX века попытки некоторых российских иерархов и священников совершать литургию с открытыми Царскими вратами были восприняты большинством верующих и духовенства как нововведение, чуждое традиции Русской церкви. Как правило, эти нововведения пытались реализовать представители так называемой «Живой церкви» — движения, получившего название обновленчества.

Так, например, в ноябре 1921 года святитель Тихон (Беллавин) в своем обращении к архипастырям и пастырям Русской церкви писал, что под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих «в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. <…> …Открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике».

«На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения», — заявлял патриарх Тихон.

Позднее, в 1925 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в своем указе от 14 сентября писал:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма…»

«Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике», — говорилось в указе.

Со временем право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами (в двух видах: либо до Херувимской песни, либо до молитвы «Отче наш») приобрело в Русской церкви статус награды, которой удостаивали наиболее заслуженных священнослужителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях

0
Пресс-служба Ейской епархии

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.