Москва, 18 июня. Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Александр Щипков прокомментировал в эфире телеканала «Спас» внутрицерковную дискуссию о развитии современного христианского искусства. Он отметил, что, отталкиваясь от вопросов эстетики, такого рода дискуссии нередко перерастают свои изначальные рамки, переходя к вопросам об историческом пути и социальной роли Церкви, а также о современной церковной жизни. В качестве примера эксперт привел недавнее выступление протоиерея Алексия Уминского.
Александр Щипков отметил, что, с точки зрения отца Алексия Уминского, в ХХ веке «Церковь оказывается неспособной противодействовать злу, остановить войны, репрессии, холокосты, пришествие фашизма. Церковь оказывается всегда с властью в самый непристойный, самый неприглядный момент, — что на Востоке, что на Западе». По мнению Александра Щипкова, если следовать логике отца Алексия, получится, что Церковь должна была или остановить преступления, инициатором которых являлась не она, а различные секулярные режимы и идеологии, или взять на себя историческую и моральную ответственность за чужие преступления. Эксперт назвал такую позицию «любимым тезисом либерал-православия», при котором виновника и потерпевшего меняют местами. В результате формируется принцип коллективной ответственности, когда вина за геноцид, холокост, репрессии почему-то возлагается на христиан.
Александр Щипков подчеркнул, что, по мнению отца Алексия Уминского, христианин обязан специально обосновывать перед лицом секулярного общества и неверующих мотивацию своего выбора веры, как бы оправдываясь за этот выбор. Выражая несогласие с этой точкой зрения, эксперт напомнил о принципах свободы совести и заявил, что христианин несет ответственность за свою веру только перед Богом и Церковью.
В качестве выхода из ситуации ценностного и идейного противостояния с современным секуляризмом отец Алексий Уминский предлагает Церкви «вписаться в современную реальность», не поясняя, что именно при этом имеется в виду, — подчеркнул эксперт. По мнению Щипкова, за этими словами скрывается призыв к Церкви принять вместо христианской секулярную систему ценностей, подчиниться секуляристской идеологии и постмодернистскому принципу моральной относительности. С точки зрения эксперта, в тот момент, когда Церковь подчинится секуляристской идеологии, ее существование вступит в противоречие с ее собственной Богоустановленной природой и неотмирностью, в результате чего она станет придатком этого мира и, как следствие, исчезнет.
Александр Щипков уверен, что позиция отца Алексия Уминского, на которую он имеет полное право как интеллектуал, де факто представляет собой капитуляцию и коллаборационизм по отношению к радикальному секуляризму, попытку привнести в церковную жизнь чуждую ей систему ценностей.